Аплодисменты повару от Владимира Цеслера

Гусиные шкварочки от бабушки

Он художник и дизайнер. Занимается плакатом, живописью, графикой, скульптурой, промышленным дизайном, оформлением книг, рекламой и много чем другим. Его творческий тандем с Сергеем Войченко получил международную известность и несколько десятков наград международных конкурсов. В прошлом году он начал активно разрабатывать Ё-мобиль. Оформил серию книг «Итоги века», антологию сольных альбомов Андрея Макаревича «Избранное». Он же (в соавторстве с Н.Байрачным) автор памятника Му-Му в Онфлере (Франция). А еще он редко ходит в рестораны и любит готовить! Потому за обедом в «Васильках» нам было что обсудить.

— Белорусская кухня — это влияние польской, литовской, еврейской культур, все так перемешано, — начал художник с истоков. — Вот в России холодник называют «литовский борщ» и указывают в сторону Литвы — на Беларусь.

— А у вас какое любимое блюдо?

— Люблю голубцы и замечательно их делаю, хоть и по обычному рецепту: свинина, говядина, рис. Без риса — это не голубцы. Вот эти драники очень вкусные! — пробует одно из фирменных блюд «Васильков». — Люблю салаты из черной редьки. Как раз сегодня купил ее на рынке. Моя бабушка делала редьку с печенкой и гусиными шкварочками. Я делаю проще: черная редька, ошпаренный лук, яйцо, соль, растительное масло, желательно нерафинированное. Или черная редька с морковью и сметаной! Морскую капусту не люблю, но мне рассказали рецепт салата, который я ем с удовольствием: морская капуста, свекла, квашенная капуста, лук. Полезно — и йод, и витамин С.

— Прямо профилактика от гриппа! zesler2

— Еще одно очень вкусное блюдо из моего меню: до золотистости поджаренный кубиками кабачок смешать с творогом! А один дед научил меня смешать бочковой огурец пополам с ошпаренным луком и сметаной — ешь как грибы!

— Какие необычные сочетания продуктов вы употребляете! Да и продукты не все популярные, хоть и полезные. Кто ж во времена пекинской капусты и каперсов будет искать на рынке черную редьку?

— Слава Богу, что этот овощ не такой распиаренный, поэтому он и не дорогой. Помните, ледяная рыба когда-то стоила копейки? А теперь разрекламировали — и 65 тысяч за килограмм!

 — Как вы, кстати, к рыбе относитесь?

 — Редко ем, но люблю карпа.

 — Жареного с корочкой!

 — О!

Бычьи хвосты — это незабываемо!

— Кто такие, по-вашему, гурманы?

— У меня есть теория о том, что население Минска процентов на 80 — люди приезжие, среди которых ценителей высокой кухни очень мало. Они едят по привычке, а гурманом считается тот, кто больше заплатит по счету. Во время еды оценивается не настоящий вкус блюда, а собственная значимость и платежеспособность. У нас потому и ресторанов хороших мало, что у людей нет потребности вкусно есть, и повара хорошего отыскать не легко. Вот итальянца нельзя посадить на чай, а англичанина — на кофе. Традицию выбирать свое и качественное они впитали с молоком. А в не самом большом ресторане Пушкина в Москве, где мне пришлось вкусно отобедать, в штате 103 повара! Ведь хорошее блюдо — это не ингредиенты, а мастерство. Как говорила моя бабушка: «Из хороших продуктов любой приготовит, а вот из г… попробуй!».

— А есть блюда, которые вам ни готовить, ни есть не хочется?

— Я не понимаю китайскую пищу. Китайцы берут продукт и уничтожают его  истинный вкус. Ты ешь и не понимаешь, что это — рыба, мясо или собака. Вот у японцев наоборот: если эту вещь для раскрытия вкуса можно съесть сырой, значит, ее нужно есть сырой. И чтобы проблем с бактериями не было, везде добавляют имбирь. Какие у них супы, салаты! Это ведь только у нас восклицают: как мы раньше жили без японских суши!

zesler3— Как относитесь к диетам, ограничению в питании?

— Очень хорошо отношусь, но у самого не получается. Однажды знакомые итальянцы заявили, мол, ваша кухня — сплошной хлеб, вы столько его едите! Кто бы говорил, сами одну муку едят! А потом как-то зашли они ко мне — и попали: у меня на столе стояла водочка запотевшая, молодая картошечка с укропом золотистая, жареные лисички с молодым луком и малосольные огурчики. Они попробовали, а потом целую неделю дурили мне голову — как открыть в Италии ресторан с такой кухней и сколько это будет стоить! Другой гость из Италии попробовал у меня селедку и долго не мог понять, что это такое. А посол итальянский с женой, отужинав, заставил идти на рынок и показывать, где я покупал все эти продукты. Швед у меня в гостях увидел, как мы ели сало с хреном. Долго смотрел на сало и уточнял, это рыба или мясо. А хрен решил попробовать, но перед этим из осторожности всунул в банку нос… Он всех перепугал — упал на пол и стал задыхаться. Когда отошел, я ему говорю: зато ты все бактерии убил в своем организме!

— А ваши кулинарные впечатлении от заграницы каковы?

— Такой пиццы, как в Италии, нет нигде! Там масло другое, помидоры другие. В Чехии лучше не есть рыбу и не пить кофе. В Испании в местечке Рондо, где когда-то произошла первая коррида, нас угощали рагу из бычьих хвостов. Это незабываемо! Я понял, что и холодец нужно делать только их этих хвостов, тем более, что они тоже есть у нас на рынке.

— Интересно, ассортимент какого рынка вам так хорошо знаком?

— Комаровского.

— Торгуетесь?

— Нет, на нашем рынке это бесполезно. Там больше половины — государственная продукция. Вот в Москве если, например, не поторгуешься с азербайджанцем, он и обидеться может.

Магазин из прошлого

— Вы в своих работах часто используете продукты питания. Есть ли особенно фотогеничные?

— Все фотогеничные. У меня есть задумка, навеянная прошлым. Раньше у нас были  овощные магазины, помните? Я хочу в память о них выложить на белой плоскости нашу скукоженную грязную картошку, яблоки, которые от картошки по внешнему виду ничем не отличаются, лук, который как будто ногами давили. Все это будет очень красиво лежать, а рядом поставлю ценники, на которых цену перечеркну и напишу «Теперь дороже».

— Потому что раритет?

— Не только. Две трети нашей картошки из магазина и сейчас нужно выбрасывать.

— Где можно будет увидеть ваши работы в новом году?

— Накануне Нового года была выставка в Вильнюсе, в конце наступившего ожидается в Белостоке, чуть раньше в Варшаве пройдет выставка художников из Минска, в которой я тоже буду участвовать.

— У вас много международных наград. Чем-то гордитесь особенно?

— Всеми горжусь, но в одиночестве (смеется). Если художник из Франции получает такие награды, на его родине это очень ценится. А что мои награды для Беларуси? Мне после одной выставки сказали: теперь можете добавлять к своим работам пару нулей. Но ведь тогда здесь их вообще никто не купит… У нас, к сожалению, не способствуют развитию искусства. В одном Вильнюсе выставочных залов больше, чем у нас во всей стране.

— То есть нас вы снова не порадуете своими творениями?

— Любая выставка — это очень большие проблемы, причем в любой стране. Чтобы забрать свои работы после выставки в Италии, например, мне пришлось их выкрасть по всем правилам! Иначе не отдавали.

— Чтобы не завершать на столь серьезной теме, предлагаю вернуться к обеду!

— С удовольствием! У нас рестораны приравняли к самолетам, где пассажиры при удачной посадке аплодируют пилоту за то, что остались живы. Так и мы сегодня вроде как должны аплодировать поварам за то, что остались здоровы после обеда. Но сегодняшний ресторанный обед я бы отнес к исключению, было удивительно вкусно!

Беседовала Тамара Зенина. Фото Андрея Мицкевича.

Автор «вкусного обеда» — повар Евгений Галецкий.