Стихи и розы
— У меня сегодня серебряно-жемчужная свадьба — 27 лет! — искренне хвастается Леонид.
— Как порадуете жену?
— Когда она сегодня откроет почту, найдет там веселую открытку.
— Какой должна быть женщина, чтобы через 27 лет совместной жизни и работы (!) ей хотелось делать приятные сюрпризы?
— Если бы я знал этот рецепт, я бы сейчас брал бешеные деньги за консультации. (Смеется.) Не помню, кто сказал: «Ужасно, когда приходится уступать. А когда уступают оба?» Это действительно очень трудно, но результат превзойдет ожидания, попробуйте!
— Какой самый оригинальный подарок вы делали своей женщине?
— Через полгода после свадьбы я ушел защищать Родину и каждый месяц 18-го числа высылал ей стихи и рисунок, а на 8 Марта сделал рукописный сборник и оформил его собственными рисунками и лепестками роз. Эту книжицу Тома хранит до сих пор.
А в полночь прокричал петух
— Как вы попали к Ворошилову?
— В 1980 году во время эфира побежала строчка: «Присылайте заявки для участия». Я отправил. Мне тогда не было еще 18 лет, я был студентом второго курса университета. Меня пригласили на отбор и я поехал, вернее, полетел, потому что сдавал сессию. Стипендии как раз хватило на билеты на самолет туда и обратно по 20 рублей. До 2000-х претенденты ехали на отбор за свой счет и многих, кстати, уже это останавливало. Я прошел два отбора и впервые сел за стол в сентябре 1981 года. Тогда наша команда вылетела со счетом 6:0 с первого раза! И у меня наступила пауза на 7 лет! После чего я снова отправился на отбор.
— А разве вам не учли прошлый опыт?
— Нет, я всегда шел без блата. (Смеется.) Тогда еще правила были другими: 9 столов игроков, а в полночь кричал петух и действо прекращалось. Наша команда Алексея Вавилова очень хорошо играла в начале 90-х. А потом мы стали проигрывать и Ворошилов решил с нами расстаться. Но именно нам принадлежит рекорд, который пока никто не смог превзойти: проигрывая со счетом 0:5, мы все-таки смогли выиграть!
— Что интересного остается за кадром в российском элитарном клубе?
— Например, там есть вагончик с одеждой, в котором висят смокинги с уже вложенными карточками с фамилиями. Переоблачаешься и только потом заходишь в тот самый охотничий домик в Нескучном саду, который, кстати, очень маленький. Там от спинки кресла до стены расстояние чуть больше метра, а впихнуть нужно 60-80 человек! Представляете, каково режиссеру всех их расставить!
— Экранный образ игроков соответствует реальному?
— Тот же Козлов — за столом буря и натиск, постоянно обиженный, а в жизни очень успешный человек и хороший режиссер. Самые лучшие проекты «Игра-ТВ» выходят под его редакцией. Например, магистр Виктор Сиднев — мэр Троицка. Однажды на открытии детского чемпионата России по «Что? Где? Когда?», когда я был ведущим, а он и Александр Друзь — гостями, я его так и представил: «Магистр и по совместительству мэр». Так потом кто-то из администрации области пошутил, мол, доложим губернатору, что ты мэр только по совместительству. Витя слегка напрягся. Борис Оскарович (Бурда. — Авт.) очень интересный, страшно работоспособный и очень неординарный человек. Ему как понравишься. Он спокойный, а я — выраженный холерик, потому я ему долгое время не нравился. Он так и говорил: «Опять играть с истеричкой-Климовичем!» В клубе знатоков, как в любом театре, есть определенный набор ролей. Ворошилов ведь был театральный режиссер, он умело распределял все роли — резонер, герой-любовник, кокетка, роковая дама, умный ботаник. Я тогда пришелся на роль взрывного холерика для оживления картинки так сказать. Сейчас же молодого Климовича изображает Ровшан Аскеров. Он тоже рвет на себе рубашку.
Казан плова и пельмени за форточкой
— В нашей семье я жаворонок, поднимаюсь раньше всех и могу что-то приготовить. Если хочется горячего, готовлю быстрый картофельный супчик! Что вы так смотрите? 30-40 минут — и готово! Второй вариант завтрака — кашка, либо пшеночка, либо горошница — это гороховая, в которую за несколько минут до готовности добавляют кусочки сальца. Мы с женой работаем вместе. Когда я заканчиваю раньше, делаю ей драники. Очень быстро, за 40 минут, к ее приходу они уже шипят на сковородке. Но эти драники с творожным соусом — безумно интересное сочетание (о фирменных драниках «Васильков». — Авт.)!
— А что считается фирменным блюдом от Климовича?
— В день выхода в эфир игры, в которой мне вручали первую Сову в белорусском клубе, я пригласил друзей на плов, который по случаю решил научиться делать. Заранее купил большой казан, переработал несколько рецептов и изобрел свой. Когда я снимал с огня казан, небо мрачно затянулось тучами и начали капать крупные капли. А потом был один из сильнейших ураганов и вокруг выбило все подстанции. Потому передачу мы так и не увидели, зато при свечах с удовольствием съели плов. С тех пор это мое коронное блюдо. Я противник готовки по рецептам. Плюс-минус ложечка соли — это дело интуиции.
— А еще когда соли большой плюс, говорят, дело в любви!
— По одной из легенд, было время, когда соль была очень дорогим продуктом и солили в основном слезами. А тут приезжает жених, и чтобы показать ему, что в семье есть достаток, в его тарелку заведомо насыпали больше соли. Отсюда и пошло — пересолила, значит, любит.
— Что вкусного готовят ваши любимые женщины?
— Жена делает очень вкусную «пальцам пханую» колбасу, потрясающие колдуны. Каждый год ко мне в гости приезжает Леша Вавилов и мы с ним пересматриваем наши игры непременно под Томины колдуны. А какие у нее пельмени получаются! Мы же целиноградцы. Там за каждой форточкой висит наволочка с пельменями. Пока мы вместе с родителями покоряли целину, научились их делать. Настоящие сибирские пельмени делают из трех видов мяса — курицы, говядины и свинины, иногда курицы, свинины, баранины. Последний раз делали тесто по рецепту Машеньки Морозовой, единственной женщины из моей нынешней команды. Там тесто почти запаривается горячим молоком. Хоть оно лепится только теплое, получается обалденно! Кстати, леплю всегда я, а Тома делает тесто. Дочь Оля готовит потрясающую курицу по-восточному. А самые вкусные супы, которые я когда-либо ел, делала моя бабушка в печке.
— Баловали вас женщины, однако!
— Были времена, когда я занимался пешеходным туризмом. Это когда все несешь на себе, включая рацион, потому он должен был быть не только вкусным, но и удобным. А вообще человек, который прошел советскую армию и пешеходный туризм, может выжить на любом корме! Просто мне очень повезло с любимыми женщинами!
Беседовала Тамара ЗЕНИНА.
Фото Андрея МИЦКЕВИЧА