Сергей Варивода: «Листья коки — не для нас!…»

 

— Сергей Михайлович, сколько вершин в вашем списке?

— Я пришел в альпинизм в 2002 году, и было это случайно: приятель, с которым мы часто сплавлялись по порожистым рекам, пригласил меня подняться на Эльбрус — высшую точку Европы. Попутно участники проекта «Семь вершин» покорили вулкан Килиманджаро, вершину Аканкагуа в Южной Америке и ряд других интересных вершин. Было восхождение на высшую точку Лунных гор — пик Маргарита, на самый высокий в мире действующий вулкан Котопакси в Эквадоре … Ну, и наше недавнее восхождение на Коропуну.

— По какому принципу вы подбираете маршруты?

— Мы идем на ранее не покоренные белорусами вершины (а таких большинство), либо на вершины, которые хорошо известны, но своим путем, либо выбираем особый путь в особый сезон. Ведь гора в сухой сезон и гора в сезон дождей — это две большие разницы. Причем всегда используем возможность познакомиться с историей этого региона, с людьми и заодно рассказать о себе. Например, в Южной Америке даже не знают, что такое Беларусь и где она расположена. Мы объясняли. Не обошлось без казусов.

— Например?

— Когда в Перу спросили, чем мы знамениты, мы сказали, что картофелем. Тогда перуанцы рассказали о том, что именно Перу является родиной картофеля, а уже оттуда он пришел в Европу. Зато с точки зрения кулинарии белорусов здесь не обгонишь. Вряд ли перуанцы смогут сделать столько блюд из картофеля, сколько мы!

— Ваш путь на Коропуна лежал через древний город инков…

— Мы прошли тропой инков (Inca Trail), на хороших высотах около 4000 метров, от города Куско (который в переводе с языка инков звучит как «Пуп Земли»), до местечка Мачу-Пикчу. Это затерянный город инков, который, возможно, станет новым седьмым Чудом Света. Мачу-Пикчу — это место, куда инки отступали под напором испанских завоевателей, и этот город испанцы так и не нашли. Все попытки испанцев найти место, куда инки унесли золото, — страну Эльдорадо — не увенчались успехом. Мы тоже не нашли.

— Эта экскурсия была нужна в первую очередь для акклиматизации?

— Да. Акклиматизация необходима, чтобы организм привык к обедненному кислородом воздуху. На высоте около 5000 метров человек уже получает на 50% меньше кислорода, чем ему нужно. У неподготовленных людей развивается горная болезнь — гипоксия. Она начинает сказываться на высотах от 2000 метров. А представьте, что будет на высоте более 5000 метров! Тем более что горная болезнь протекает в разных формах. Хорошо, если отделаешься головной болью, тошнотой. А если отек легких? В этом случае человека нужно немедленно спускать вниз, а это в условиях высокогорья зачастую очень сложно или невозможно.

— Что касается безопасности в горах…

— Есть выражение: «Нравственность пропадает на больших высотах». Горы — это всегда риск. В горах ты можешь рассчитывать только на собственные силы. И все. Есть люди, которые ради того, чтобы подняться на вершину, готовы пожертвовать чем угодно, бросить товарища из команды, которому, скажем, понадобилась помощь… Сколько трагедий в горах случилось только потому, что альпинист вне своей команды остается один на один с проблемой!

— Почему так происходит?

— Альпинизм — очень дорогой вид спорта. Некоторые отдают последнее только для того, чтобы подняться на вершину. Когда человек заплатил деньги, он имеет один шанс. Им можно воспользоваться, если все идет хорошо: вы хорошо акклиматизируетесь, не заболеете, будет хорошая погода… А помочь товарищу спуститься вниз означает, что ваша экспедиция закончилась. Есть люди, которые делают выбор в пользу личных амбиций. А когда человек остается один на горе, он обречен. Иногда оказание помощи товарищу — это уже и не вопрос амбиций, а недостатка сил «на двоих». Не каждый в критическую минуту поступит по принципу «сам погибай, а товарища выручай»…

— Много было желающих взобраться на вершину Коропуна?

— Перу — не самый дешевый вариант для восхождения. В первую очередь дороговизна объясняется трансатлантическим перелетом. На вершину пошли втроем. Так сложилось, что времени было в обрез. Рискнули совершить скоростное восхождение: от уровня моря до вершины за 48 часов. Первый лагерь поставили на отметке 5070, второй — на высоте 5600 метров. Место для лагеря — это очень важно: оно должно быть безопасным, удобным, закрытым от ветров. И чтобы слишком высоко не ночевать, потому что на высоте можно просто замерзнуть, и не спасет никакая специальная одежда и обувь. Место для размещения штурмового лагеря — это еще и компромисс между желанием подобраться поближе к вершине и проблемами ночевок на больших высотах.

— Погода на горе вас не баловала — снег, сильный ветер. Чем вы согревались в холода?

— Конечно же, согревали мысли о родных. И горячий чай. К слову, люди, которые ходят в горы, должны соблюдать особую диету. Во-первых, чтобы избежать обезвоживания, мы пьем много воды — до пяти литров в день. В горах организм теряет очень много жидкости из-за сухого горного воздуха и большой физической активности человека. Внизу, где не холодно, пьем чистую воду, а на высоте, когда холодно — горячий сладкий чай.

— Вы кроме необходимого оборудования таскали с собой литры воды?

— Зачем? Кругом много снега. Растопил на горелке — вот и чай… Я всегда добавляю лимон, потому что в горах возрастает потребность в витаминах. А вот чем согреваться не стоит — так это спиртными напитками. Соленой пищи надо употреблять ограниченное количество, огурчики маринованные-помидорчики-сальце — оставьте для домашнего застолья. И поменьше тяжелой жирной пищи, если жиры, то легко усваиваемые и в небольших количествах. Другими словами, не загружать организм дополнительной работой на переваривание ненужной ему пищи. Нужна пища, богатая минералами, витаминами и карбогидратами.

— Но ведь при восхождении тратится столько энергии! Как же организму ее восполнять?

— Я не думаю, что на горе надо много есть. Я уверен, что организм имеет такие энергетические запасы, которых вполне хватает, чтобы идти к вершине. Я видел альпинистов, которые много ели, и видел тех, кто ел мало, и это никак не сказалось на результатах. Нужно делать выбор в пользу изюма, кураги, сыра. Сало тоже приветствуется, хотя это и жирная пища. Супчики, макароны… Такая пища, которая не требует больших затрат на расщепление. Я заметил, что после спуска теряю где-то пять килограммов.

— «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Вы тоже так считаете?

— Один мой приятель после восхождения сказал: «Лучше гор могут быть только горы… на фотографиях». Однажды мы отправились в Гималаи и взяли с собой вашего коллегу. Поднялись на вершину, и журналист произнес такую фразу: «В следующий раз — на Канары!». Правда, через некоторое время он сам позвонил мне и спросил, когда мы снова отправимся в путь, сказав, что пойдет с нами.

— А что вы чувствовали, стоя на покоренной вершине?

— Говорят, что поднявшись на вершину, человек испытывает шок, созерцает окружающие пейзажи… А у меня это не получается. Я настолько эмоционально и физически выматываюсь, что впитывать эмоции окружающих красот в большей степени получается, разглядывая сделанные на вершине видеозаписи и фотографии.

— Другими словами, альпинисту на вершине становится все равно?

— В какой-то степени да. Как правило, оцениваешь всю красоту уже после спуска. Поэтому у меня всегда с собой фотоаппарат и видеокамера. Чтобы потом увидеть то, чего не увидел с вершины.

— В одном из интервью вы сказали, что пробовали в Перу жевать листья коки…

— Прилетев в Перу, мы поехали в Куско. А там в каждой гостинице нам предлагали coca-tea — чай из коки. В Перу пьют только такой. По вкусу он напоминает травяной чай. Я же привык к черному чаю, поэтому чай из коки мне не очень понравился. Пытались пить этот чай на горе... А перуанцы постоянно жуют листья коки, как жевательную резинку. Говорят, что листья очень богаты витаминами и помогают человеку легче адаптироваться к высоте. Посоветовали нам попробовать.

— И как?

— Мне сложно сказать, был ли вообще какой-то эффект… Когда начинается горная болезнь и становится нехорошо, то после жевания листьев коки вряд ли можно понять, полегчало вам или нет. Местные индейцы жуют их часа три-четыре. Я тоже пожевал… Это не для нас. Так что можете написать: «Сергей Варивода, восходитель на вершину Коропуна, регулярно употреблял листья коки, благодаря чему удалось достичь таких результатов».

Беседовала Елена НОВИК