Воланд: с любовью к миру

Прочтите роман еще раз

Если прочесть внимательно роман Михаила Афанасьевича Булгакова, то вы увидите: Воланд вовсе не является дьяволом или сатаной.

Про сатану известно, что он искуситель. Это он искушал Адама и Еву в раю, Иисуса Христа в пустыне... Но в романе-то Воланд никого не искушает. А если попытаться оценить его поступки, можно увидеть, что он творит добро. Недаром эпиграфом к «Мастеру и Маргарите» является фраза из «Фауста» Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Если Иешуа видит в людях только доброе, то у Воланда глаз наметан на зло. Он видит, как атеист и мерзавец Берлиоз совращает талантливого, но необразованного поэта Бездомного. Воланд сеет в душе Бездомного сомнение в своем таланте, ужас перед пониманием этого мира и превращает Бездомного в профессора философии, задумавшегося о мире, о жизни. А Мастеру и Маргарите, двум людям с уникальными талантами (у одной — любить, у другого — таланта прозрения), Воланд помогает, понимая, что в нашей жизни уникальные люди уничтожаемы толпой. Им не жить на этом свете, но даже если они останутся, жизнь будет бессмысленна и ужасна. Поэтому в условиях тоталитарного строя в Советском Союзе Воланд делает все возможное, чтобы спасти невероятно талантливых людей: он дарит им покой, жалея их.

Воланд — это Сталин?

Многие литературоведы считают, что под Воландом Булгаков вывел Сталина. Это — полная чепуха. Ничего общего. Воланд — положительный персонаж, Сталин — гений с отрицательным знаком, и параллели здесь не сходятся. Другое дело, что атмосфера сталинского террора витала в воздухе и, несомненно, влияла на Михаила Афанасьевича.

При этом я не согласен с утверждением, что Сталин поступил с Булгаковым так же, как Воланд с Мастером. Ничего подобного! Сталин наблюдал за Булгаковым, понимая его большой талант. Он много раз посещал спектакль «Дни Турбиных», восхищаясь им, а ведь в этом спектакле воспевались белые офицеры.

Перед Сталиным появился образец неподкупного, честного, бесстрашного человека, и это, видимо, раздражало его. Поэтому Булгакову советовали написать пьесу о Сталине. Он долгие годы отказывался, но, понимая, что если не напишет, дальнейшего пути ему не будет — вымучил ее. Пьеса называлась «Батум».

Все театры Советского Союза предложили ему ставить эту пьесу, в том числе МХАТ. Булгаков, написав ее, поехал в командировку в Батуми, Тбилиси, чтобы на месте ознакомиться со спецификой того времени. И где-то в районе Белгорода, в поезде, когда он сел обедать в купе, по вагону пошла проводница с криком: «Бухгалтер тут есть? Телеграмма бухгалтеру».

Булгаков побледнел и сказал: «Это мне». Там было написано: «Булгаков, надобность в вашей командировке отпадает. Возвращайтесь немедленно». И Булгаков сказал: «Все. Он уничтожил меня».

voland2То есть Сталин дождался момента, когда Булгаков все-таки пошел на компромисс, позволил ему доехать полпути и отомстил за бесстрашие, написав резолюцию: «Плохая пьеса, мне не нравится». Воланд поощрил Мастера за его бескомпромиссность и бесстрашие в творчестве. А Сталин, наоборот, Булгакова уничтожил. Последний, после того эпизода в поезде, не прожил и года.

Тоской по СССР я переболел

Сейчас многие ностальгируют по «тем временам». Мне приходится слышать, что в СССР на среднюю пенсию в 110 рублей можно было достойно жить. Простите, но на такую пенсию можно было только существовать.

В то же время я знал очень многих людей в своем окружении, которые умудрялись жить на 100-120 рублей. У меня была зарплата 300-350 рублей, тоже не ахти что, но все же жить более или менее можно. Жить — да, искать правду в лживом обществе — никаких проблем.

В молодости я, кстати, жил на 60 рублей и ел гречневую кашу и геркулес. Потом очень радовался тому, что в нашем спектакле «Мольер» мне в образе Людовика за вечер полагалось съесть целого цыпленка.

Сейчас у меня, как и у многих, развязаны руки: можно не просто жаловаться на руководство, что тебе не дают работу, можно перейти в другой театр, либо самому поставить что-то, либо поехать за рубеж зарабатывать деньги. Но вот что меня очень тревожит: нам всем сейчас доказывают, что мораль и нравственность не так уж важны, а важен успех. Бред какой-то. Морально-нравственная планка падает низко, благодаря в том числе и любимому мною телевидению, которое с большим успехом превращает нас в идиотов.

И о роли

В каждом человеке намешано очень много. Наверное, будь на моем месте другой артист, он совершенно иначе играл бы Воланда. Есть артисты, которые внешне значительно больше подходят, чем я. Но во мне роман побудил добрые чувства. Когда писали, что мой Воланд слишком старый, мне было это читать забавно. Ну, как, по-вашему, может выглядеть человек, которому много тысяч лет? Мне кажется, что уж здесь меня упрекать не в чем. Я выгляжу моложе тысячелетнего, по-моему.

Александр НОВИКОВ

 

Почему они испугались, или Роль ценою в жизнь

Олег БАСИЛАШВИЛИ. Привнес в роль Дьявола очень много земного, сделав его эдаким корректором человеческих слабостей. Кстати, и Олегу Валерьяновичу не удалось избежать проблем со здоровьем в ходе работы над этим «милым образом». В процессе озвучивания у него неожиданно пропал голос. К счастью, проблемы удалось решить медикаментами, и об этом Басилашвили сегодня вспоминает с улыбкой. Тем не менее хватает людей, которые творение Булгакова и все его попытки воплотить на сцене и в кино называют дьявольскими.

Виктор АВИЛОВ. Кирпич случайно не падает. Эта фраза из романа вспоминается, когда читаешь о судьбе актера Виктора Авилова. Этот человек с дьявольской внешностью скоропостижно скончался от рака желудка три года назад и газеты запестрели заголовками: «Ушел «граф Монте-Кристо», «Ушел «господин оформитель»!

А ведь умер, прежде всего, Воланд! Кто видел Виктора Авилова на сцене в этой роли, говорит, что он исполнял ее неподражаемо. Многие были удивлены, когда режиссер Владимир Бортко, приступая к работе над сериалом «Мастер и Маргарита», «не заметил» лучшего претендента на роль Воланда. В то время Виктор Авилов еще играл Воланда на сцене московского театра «На Юго-Западе».

В одном из интервью по поводу спектакля он вспомнил: «Я не знаю, мистика это или нет, но на одной из первых репетиций после слов Воланда: «А тут бац, саркома легкого!» мне передали телеграмму. В ней сообщалось, что у меня в Одессе умер друг. Диагноз: саркома легкого…

Тем не менее Авилов продолжил работать. Хватило его на несколько месяцев.

Елена ЦЫПЛАКОВА. Актриса, сыгравшая Маргариту, потом тяжело болела. «Это страшный роман, — считает она и сегодня. — Он удивительный! Обольстительный, очень талантливо написанный, но не христианский по своей сути! В романе много духовных нарушений. Считаю, мои проблемы со здоровьем во многом были связаны с тем, что я сыграла роль Маргариты. И я никому не советую быть занятым в экранизациях и инсценировках булгаковского романа.

Олег ЯНКОВСКИЙ: «В России вокруг «Мастера и Маргариты» все время что-то такое нехорошее происходит. От роли Воланда я отказался, потому что не знаю, как это играть. И считаю, что дьявола, как и Бога, играть нельзя. Иисуса Христа — можно, он был реальным человеком. И, как ни странно, Воланд — слабая роль. Все происходит не с ним, а вокруг него, и просто пучить глаза, чтобы это убедительно получалось, не хочу».

Остается лишь снять шляпу перед Олегом Басилашвили, не испугавшимся мистики, страха смерти и тяжелых болезней, связанных с Воландом. Он не стал пучить глаза, а сыграл утомленного нашей глупостью человека. По-моему, единственно возможный вариант.