Счастье спортсмена: семья и баскетбол

— Иногда я думаю о том, чем буду заниматься, когда уйду из спорта. Ведь не будешь играть в баскетбол всю жизнь, — признается Александр. — Но это тема отдельного разговора.

— Хорошо, а чем ты занимаешься сейчас?

— Дел полно! Готовлюсь к играм, выступаю за Национальную сборную и жду, когда настанет время заключать следующий контракт.

— А планов нет? Или пожеланий? Ты хочешь попасть в какую-то конкретную страну?

— Нет. Куда угодно. Мир большой… — задумчиво отвечает спортсмен. — Учился в США, три года играл в Турции, три года в Польше, два с половиной года в Греции и полсезона на Кипре.

Какие впечатления остались после Кипра?

— В целом — доволен. Тренер позволял много играть — пока хватало сил. Да и в деньгах не обманули. Впервые в карьере получил все до цента из того, что обещали. Теперь выступаю в Национальной сборной.

kul— До начала спортивной карьеры слишком высокий рост не мешал?

— Конечно же, мешал. Тяжело, когда ты с детства высокий и живешь в маленьком провинциальном городке. Невозможно найти одежду и обувь нужного размера. Про такую мелочь, как проезд в общественном транспорте, я вообще молчу. Все наладилось, как только появилась возможность куда-то ездить, приобретать нормальную одежду и обувь. И высокий рост превратился в преимущество.

— А как обстояли дела с мебелью? Кровати-то стандартных размеров в отелях обычно.

— А у меня с детства привычка — чтобы ноги висели в воздухе. Я не переношу длинных кроватей.

— С чего начался баскетбол?

— Один молодой учитель после института пришел на практику в нашу школу. Заметил меня (не заметить было бы сложно!), позвонил своему тренеру и сказал, что есть в школе высокий парень, который болтается без дела, и неплохо бы его привлечь к спорту. Мне позвонили и спросили, не желаю ли я попробовать себя в баскетболе. Я подумал: почему бы и нет? Вот так и началось.

— Наверное, в армии ты всех держал в страхе?

— К счастью или к сожалению, я не успел побывать в армии, — развел руками Саша. — Судите сами: когда мне было? Сначала Училище олимпийского резерва, потом учеба в США, дальше — баскетбольная карьера. Ну, а потом прошел призывный возраст.

— Можно сказать, что карьера «за пределами страны» начиналась в Америке?..

— Я считаю, все то, что происходит в жизни, — это опыт. А выехать в страну за океаном — тем более. Это и знание языка, и образование. Я переводился в Вашингтон из нашего Училища олимпийского резерва.

— Что за специальность ты получил в местном университете?

— Как же это с английского переводится-то? — задумался Александр. — Говоря по-нашему, изучал физическое воспитание. Почти успел закончить аспирантуру. Играл в университетской лиге — а это достаточно высокий уровень. Завел нужные знакомства. Получилось так, что я не нашел друзей из числа своих сверстников, зато обрел их среди людей постарше. Еще один плюс — я побыл нормальным студентом. Если бы я остался здесь, нормально не получилось бы учиться. Здесь нужно было выбирать: либо спорт, либо учеба. А там все очень гармонично — если у тебя плохие оценки в университете, то ты автоматически не можешь играть в команде.

— Так строго?

— А то! С другой стороны, в Америке гораздо легче учиться, чем у нас. И нагрузка меньше, и требования к знаниям не так велики. А к моменту получения диплома вообще все становится очень просто… Сложно было только вначале, и в первую очередь потому, что у нас не было времени на нормальное изучение языка.

— В смысле?

— В США мы приехали вдвоем, я и мой хороший знакомый (он отказался от спортивной карьеры), и руководство команды хотело, чтобы мы играли сразу же. Они не могли ждать целый год, пока мы выучим язык и начнем получать хорошие оценки. Поэтому для достижения эффекта к нам приставили переводчика. Выглядело это так. Мы сидим на уроке в университете, ничего не понимаем, а переводчик все записывает. В общежитии он нам все рассказывает, объясняет домашнее задание, мы его выполняем и сдаем на следующем занятии.

— В этой ситуации больше всего хочется пожалеть переводчика…

— Да, ему было нелегко, но нам тоже! Он, между прочим, остался доволен. Вообще нам всем тогда повезло, что мы нашли друг друга. Переводчик, кстати, потом начал работать в университете, закончил аспирантуру, защитил докторскую и перевез в Америку всю свою семью. А что еще для счастья надо?

— Кстати, о семье. Было сложно с таким-то ростом найти себе жену?

— Я не особенно искал, она сама нашлась! — шутит Александр.

— Хочешь сказать, что учились в одном классе, жили в одном подъезде?

— Хуже! Мы с Аленой друг друга знаем с тринадцати лет — вместе учились в Училище олимпийского резерва и жили в одном общежитии, только на разных этажах. Как в любой общаге, было много веселых конфликтов, в том числе и заливание друг друга водой ради шутки. Никто не вел речь о серьезных отношениях. Да и какие могут быть серьезные отношения в период с 13 до 17 лет?

— А когда же начались серьезные отношения?

— Встретились мы уже через пять лет после того, как выпустились из училища, случайно, в Турции. Я там играл, Алена тоже подписала контракт и приехала в Турцию играть. Когда встретились, то понял, что это шанс, и решил его использовать. Так все и началось.

— Когда у человека есть жена и двое детей, наверное, сложно соблюдать режим. Но спортсмену это необходимо, не так ли?

— Конечно, режим нужен, мы же профессионалы! Кушать нам надо по часам. Тренироваться тоже. И спать. Когда нет игры, нужно тренироваться четыре-пять раз в неделю, чтобы не потерять форму. А во время сезона — две тренировки в день по два часа. Но у меня, если честно, никак не получается соблюдать режим. Об этом даже речи нет. Единственное, за чем приходится следить во время сезона, это чтобы было время на сон и чтобы питание было правильным. Потому что, если начинаю есть, когда захочу и что захочу, а не когда нужно и что нужно, могу набрать вес. Это крайне нежелательно, поэтому от сладкого пришлось отказаться.

— И, согласно закону подлости, твое любимое блюдо — торт?

— Нет, мое любимое блюдо — бифштекс. Я его очень часто готовлю, и всегда он получается по-разному. А готовится просто. Едешь на рынок, покупаешь говядину… В общем, берем кусок мяса килограмма на 4-5, обжариваем на газовой горелке. Если у вас электрическая плита, то используйте паяльную лампу — эффект будет тот же. Обрабатываем со всех сторон, далее добавляем соль и специи по вкусу. Можно так оставить на ночь, а можно и не оставлять, это по желанию. Потом ставим на решетку — и в духовку на пять часов, держим при температуре 60-70ОС.

— А что к такому бифштексу подают в качестве гарнира?

— Отлично подойдет греческий салат, который я научился готовить на Кипре. Я считаю, что ни с хлебом, ни с макаронами это блюдо есть не стоит, так как теряется его вкус.

Елена НОВИК

 

ДОСЬЕ

Александр КУЛЬ

Родился: д. Боровка Витебской области.

Образование: высшее, незаконченная аспирантура, университет им. Джорджа Вашингтона (г. Вашингтон, США).

Карьера: центровой белорусской сборной по баскетболу, играл в клубах «Арис» (Турция), «Эгалео» (Греция), «Каравнас» (Кипр).

Возраст: 32 года.

Семейное положение: женат; жена Алена, дети — Дарья-Анна (5 лет) и Амелия (3 месяца).

Домашние животные: русский черный терьер Иван Грозный.

Знак зодиака: Телец.

Хобби: компьютер, рисование.

Личные качества: доброта и наивность.

Жизненные принципы: делай людям добро, и оно к тебе вернется.

Любимый цвет: синий и зеленый.