Мистер Икс и рок-н-ролл
«Это кольцо появилось перед первым выходом на сцену, это — дань байкерскому настоящему, это — подарок художника, это — подарок на день рождения, а это я выменял у одной из красавиц во время конкурса «Мисс Беларусь».
Я не коллекцию оригинальной бижутерии перебираю, а рассматриваю руки своего собеседника, который по принципу «все свое…» умудряется размещать на собственном теле все подарки. «А когда места на руках и шее не останется, как будете сохранять память о дарящих?», — подначиваю обладателя «сокровищ», на что тот невозмутимо отвечает: «Татуировки уже начал набивать и места на теле еще много!»
Он показался мне органичным, ироничным и почему-то немного грустным. Хотя сам он сравнивает себя с клоуном, умеет вкуснее всех отваривать пельмени и готовит самый быстрый шашлык. Фирменным рецептом поделился. Итак, Иван Вабищевич, он же Дядя Ваня, он же солист группы «Ван Хельсинг», он же шоумен, теле— и радиоведущий, он же… преподаватель кафедры «Водоснабжение и канализация» БНТУ! Перед традиционным вопросом о завтраке не могу не задать вопрос о столь обширном диапазоне занятий.
Не могу посвятить час из жизни курице
— Как вы умудряетесь переключаться с проблем водоснабжения на песни?
— Я еще и кандидатскую пишу по этой теме! Окончил БНТУ, потом магистратуру, сейчас аспирантура.
— Кто вам готовит завтраки?
— Обычно какой-нибудь общепит, чаще всего завтракаю в кафе на ОНТ после смены на радио. Обедать люблю в кафе-клубе «Дежавю» и кафе «Микс». Там хорошо относятся к мясу. А я мясо люблю.
— Какое?
— Вкусное! Я вырос на свинине. Отец частенько из деревни привозил полтуши поросенка.
— По вам не скажешь, что вы способны съесть полтуши поросенка…
— Я быстро бегаю! Честно говоря, культа из еды не делаю, могу вообще без нее продержаться пару суток, увлеченный творческим процессом.
— Что из спиртного предпочитаете?
— Виски с колой или яблочным соком, ром, текилу, можно водочку.
— Приходилось ли вам отведать экзотические блюда?
— Был удивлен, когда попробовал в Египте осьминогов, маленьких таких, со щупальцами. Представляете, ешь и чувствуешь, как эти щупальца продолжают конвульсировать, то есть помимо вкусовых, еще и тактильные ощущения. Очень оригинально и вкусно. Путешествуя, я стараюсь попробовать что-то из местной кухни, однако предпочтений особых нет, я всеяден. Считаю, что пища отличается не географией, а настроением того, кто ее готовит. Я, например, могу сварить пельмени, которые, казалось бы, варят все, но почему-то многие говорят, что у меня пельмени получаются очень вкусно!
— А кроме пельменей?
— Я могу приготовить и курицу, и рыбу, но уже давно не имею возможности посвятить час из своей жизни на то, чтобы помариновать, пошаманить.
— А какой же рецепт вы расскажете нашим читателям?
— Самый быстрый шашлык! Я считаю, что он хорошо у меня получается. Готовится он от момента разделки мяса до подачи на стол не больше часа. Главное, чтобы был хороший майонез. Мариновать в нем нужно не менее получаса. Соль, перец, специи, лук и все остальное по вкусу и желанию.
Трудно забыть человека, которому дал 50 тысяч
— Моя мама когда-то училась играть на фортепьяно, а отец пел в школьном хоре. Это и есть вся семейная связь с творчеством. Я, как говорят родители, начал петь в три года.
— А не говорят, что?
— «Песню мушкетеров»! Потом я стал выступать в концертах БНТУ, которые организовывала мама. Она тоже преподает. Концерты с участием иностранных студентов, международные! Мои номера всегда принимали хорошо.
— Выходит, мама была вашим первым продюсером?
— Точно. Дальше была школа с музыкальным уклоном. Тогда я учился на фортепьяно, сейчас ближе к гитаре, хоть и не виртуоз, скорее певец, нет, даже не певец-вокалист, а артист.
— Особенно популярным вы стали после «Новой волны» и встречи с Пугачевой…
— Вероятно да. Алла Пугачева — женщина с хорошим чувством юмора. Была у нас еще одна душевная встреча, когда она через год приезжала в Минск с сольным концертом. Я пришел к ней с цветами.
— Она вас сразу вспомнила?
— Конечно! Думаю, что людей, которым даешь 50 тысяч долларов, трудно забыть даже такой небедной женщине, как Алла Борисовна. Она знает, что результатом стал выпуск диска, диск я ей передал. Также подарил свой альбом Игорю Крутому и Александру Ревзину.
— Знакомство с кем еще из известных людей вам запомнилось?
— Много впечатлений было во время съемок «Битвы титанов». Очень порадовал меня Николай Николаевич Мирный, удивительный человек! С Димой Сайковым мы были давно знакомы, но там особенно подружились. Никогда не забуду, как доктор, человек с замечательным чувством юмора, появлялся по утру с двумя «лечебными» пакетами пива. Вообще там был такой особый добрый дух, в котором люди проверяются.
— То есть с Мирным и Сайковым вы бы пошли в разведку?
— Да, это настоящие мужики!
— А настоящая женщина, по вашему мнению, какая?
— Настоящая женщина для меня — это такое внутреннее состояние. Она должна себя чувствовать королевой и быть ей.
— Есть такая королева в вашей жизни?
— Скорее есть, чем нет.
«Купляйце беларускае!» — это правильно
— Что значит для артиста выпустить свой альбом?
— Для меня это было три года работы. Сразу скажу, выпустить альбом в Беларуси крайне не выгодно. Здесь этим можно только собственное самолюбие потешить. В наших условиях выпустить на диске альбом гораздо менее эффективно, чем просто выбросить этот альбом в Интернет для бесплатного скачивания.
— ?!
— Потому что у нас есть такая некрасивая особенность — хаять собственное.
— Но ваш талант признала сама Примадонна!
— Все равно я остаюсь белорусским артистом! Вот если бы я уехал в Москву…
— А была возможность?
— Была, но я не хочу, я патриот! Мне здесь нравится. Здесь есть люди, которые нас слушают, ходят на наши концерты, платят за нашу работу. Точно так происходит и с нашим юмором. Все не перестают сравнивать российский и белорусский «Комеди», естественно, не в пользу последнего. И тем не менее наши парни едут в Москву с тем же материалом и просто «разрывают» «Убойную лигу»!
— Почему же мы так себя не любим?
— Может, кого-то и бесит призыв «Купляйце беларускае!», но это правильный призыв. Правда, есть и другой момент. Например, что касается тех же 75% белорусской музыки в радиоэфире. Кстати, во Франции такие же правила по отношению к французской музыке. Но человек, который попал на радио, согласно этим правилам, не должен считать себя королем вселенной, и успокоившись, расслабляться, как произошло со многими у нас. Обязательно нужно развиваться дальше, работать над собой, учиться. Даже несмотря на уверенность, что ты войдешь в эти 75%. Вот и получается, вроде как это должно было дать толчок для развития нашей эстрады, а в итоге получилось, что эфир заполонили среднекачественной музыкой.
— Вы оцениваете состояние белорусской эстрады как среднекачественное?
— Скорее, она находится в состоянии зародыша.
— Интересно, а вы себя в число этой зародышевой эстрады включаете?
— Я вообще не отношу себя к эстраде. Я стараюсь петь рок-н-ролл. Кроме того, как минимум, всегда пою вживую.
— С кем из коллег общаетесь вне сцены?
— С Жорой Колдуном, Галей Шишковой, Люсей Лущик. Мы как раз вне сцены только и общаемся.
— Сколько стоит концерт Дяди Вани и группы «Ван Хельсинг»?
— Наш концерт стоит до полутора тысяч долларов. В Беларуси это нормальная цена. Мне иногда становится странно, что артисты, поющие исключительно под фонограмму, просят за выступление три тысячи.
Когда батарейка выключается совсем
— Сколько времени у вас остается на сон?
— В среднем пять часов, больше не получается. Правда, иногда «батарейка» совсем выключается и я могу сутки проспать. Фитнесом заниматься успеваю по необходимости. Как только начинаются проблемы со спиной, сразу иду в спортзал.
— И часто у вас начинаются такие проблемы?
— Бывает. Видите ли, стоять с гитарой по нескольку часов, тягать колонки, а потом где-то неудобно их подхватить — все это откладывается в районе поясницы.
— Вы хотели стать артистом?
— Хотел, причем уже в сознательном возрасте. Правда, с жанрами экспериментировал. В детстве 7 лет пел в студии при оперном театре. Сначала в детских спектаклях, «Кот в сапогах», «Питер Пен». Потом были небольшие партии во взрослых — «Кармен», «Пиковая дама». Не так давно соприкоснулся с опереттой, в «Звездном ринге» со своей группой исполнял арию мистера Икс в необычной рок-обработке.
— Значит, с жанром удалось определиться. А образ? Кто вам ближе — Дядя Ваня, Кот в сапогах, Мистер Икс?
— Все-таки я клоун.
— А с какой едой вы бы себя сравнили?
— С мясом, сырым. А дальше все зависит от повара.
Беседовала Ольга КАЗАКЕВИЧ