Я заглянула в салон автомобиля с шашечками и чуть сдержалась, чтобы не произнести вслух: «Я же такси вызывала, причем здесь эта девушка?». Девушка оказалась привычной к подобной реакции окружающих и добродушно улыбнулась. За дорогу, кстати, абсолютно спокойную, мы с ней познакомились и разговорились, о нашем, о женском…
Выйти замуж за таксиста.
В Минске их немного — меньше одного процента в общем числе водителей такси. Однако девчонки за рулем даже в таком количестве уже завоевали к себе особое отношение клиентов… удивленное, настороженное, а потом непременно доверительное.
— Некоторые мужчины, увидев меня, сразу пристегиваются и испуганно вжимаются в сиденье, не зная, доедем ли мы вообще. Один такой осторожный после благополучного окончания пути признался, что изменил свое отношение к женщинам-водителям в лучшую сторону, — смеется Ирина Лаптенок.
Больше года она занимается «мужским делом» — работает таксисткой. На привычный вопрос, как она ею стала, отвечает оригинально: «Вышла замуж за таксиста!».
— По образованию я экономист, работала в торговле, — рассказывает Ирина о превратностях своей судьбы. — Последнее время ходила на работу, как на каторгу. Смотрю, Игорь — утром выезжает с настроением, возвращается уставший, но довольный. Позавидовала! И решилась… посоветоваться с ним.
«Я бы свою жену ни за что не отпустил в таксистки!», — признайтесь, так подумали и вы. Это действительно самая распространенная реплика практически каждого Ириного пассажира мужского пола. В связи с чем хочется отдать должное лояльности ее супруга. Игорь признался, что в восторге от затеи не был, но не разрешить не мог, даже зная обо всех издержках собственной профессии. Он был уверен, что жена быстро устанет, испугается и бросит.
Устала, испугалась, но не бросила!
— У меня немаленький водительский стаж, но раньше маршруты были в основном однообразные. Потому, когда начала работать в такси с ужасом обнаружила, что вообще не знаю город! — признается Ира.
Удивленных от множества «географических» вопросов пассажиров Ира успокаивала легендой о том, что она иногородняя. Спустя год извоза, сегодня моя героиня свободно ориентируется в мегаполисе даже без навигатора. А вот свои технические способности ограничила умением заливать омыватель для стекол. Большего современная служба такси, в основном представленная новой техникой, от водителей не требует.
Женщина блондинка за рулем.
Случай у Ирины действительно классический. Но она не уповает на цвет волос и уже привыкла к неоднозначной реакции на дорогах. Коллеги водители обычно машут в знак приветствия и обязательно улыбаются. Скептики подначивают: «У мужа что ли взяла покататься?».
На светофоре хозяин соседнего БМВ опускает стекло и с интересом уточняет: « А какой тариф?» «Двойной!», — шучу я. «Можно позвонить и вызвать эту девушку?» — переспрашивает он, явно включая в перечень услуг таксистки «нечто» дополнительное.
На самом деле фривольности пассажиры позволяют крайне редко. Ну разве что телефончик на память или приглашение на кофе. Телефоны Ира раздает охотно… своей службы, а от кофе всегда отказывается. Кстати, Игорь впервые от меня узнал о том, сколько у его жены поклонников, о которых Ира скромно умалчивала. «Я ей полностью доверяю», — мудро рассуждает он.
Многие напрямую ассоциируют мою героиню с главной героиней популярного сериала и даже переспрашивают, с кем она оставила своих троих детей. Кстати, среди Ирининых коллег немало мам.
Пассажирки, как правило, с чувством солидарности рассуждают о хамах за рулем противоположного пола и в обязательном порядке выпытывают секреты вождения. Между прочим, не всегда безосновательно. Ни солидарности, ни даже объективности не дано одержать победу над женской логикой.
— Часто женщина просит повернуть «вот туда, направо» и при этом непременно указывает рукой в противоположную сторону, — констатирует таксистка, но все-таки отмечает, что на дорогах появилось много аккуратных и грамотных водителей женщин, которых никак не впишешь в анекдот про обезьяну с гранатой.
Однако хороший водитель — вовсе не означает хороший таксист, уверен Игорь Лаптенок. «Таксист — это прежде всего психолог», — дает он оригинальное определение своей профессии.
Наши люди в булочную на такси не ездят.
Зато ездят в магазины, в ночные клубы и на работу. Среди последних есть даже постоянные клиенты. Вообще, по сравнению с прошлым годом пассажиропоток в такси значительно уменьшился. Без изменений остались экстренные доставки опаздывающих и больных. Также не редко вызывают такси пенсионеры.
Ночью публику «подменяют» на пьяную и развязную. Всех обязательно тянет курить, хамить и слушать громкую музыку. Однако, встретив за рулем аккуратненького авто милую девушку большинство выпивших мужчин стесняются своих желаний! Бросают сигареты и даже извиняются за нетрезвый вид, вероятно, увидев в таксистке прототип собственной жены.
— Однажды я все-таки отказалась везти пьяного мужчину с собакой. Мы имеем право отказать пассажирам с животными, если они об этом не предупреждают заранее, — рассказала Ира. Недовольный клиент в отместку начал бить машину ногами. Потом возвращал ущерб через суд.
Есть одна общая черта у любителей персональной доставки, многие из нас страдают забывчивостью. «Стола находок» в службах такси нет. Потому возврат вещей — исключительно личное дело водителя, вернее, его совести, но только в том случае, когда таксист первым до следующих клиентов обнаруживает утерю. Ира 10 раз возвращала мобильные телефоны. Интересно, что ей самой, однажды забывшей мобильник в такси, пропажу так и не вернули. Один раз, правда, и она не смогла найти хозяина забытого. Пришлось самой есть огромный свадебный торт, оставленный молодоженами. За их здоровье, конечно!
Прощаясь, я попросилась заглянуть в бардачок автомобиля: ничего лишнего — лак для маникюра, пилочка для ногтей, крем для рук, заколка. Да и что еще может понадобиться элегантной женщине в течение рабочего дня?
Она проезжает в день в среднем 200 км, обожает разговаривать со своими пассажирами и сама не любит ездить на такси. А еще супруги таксисты Лаптенок имеют друг к другу массу нареканий по поводу вождения, в связи с чем в одном автомобиле ездят только как пассажиры на заднем сидении.
Ольга Казакевич.
«Однополый» траспорт
Женское такси есть в Лондоне. Открыл его, как ни странно, мужчина. А вот в качестве пассажира ни он, ни любой другой представитель сильного пола не проедет ни за какие деньги! Водительниц этой службы специально обучают приемам самообороны.
Женский извоз появился в Арабских Эмиратах. Там это обусловлено мусульманскими традициями: порядочная женщина не может находиться наедине с посторонним мужчиной.
Есть женское такси в Японии, где около 60 процентов женщин предпочитают водителей женского пола, а 10 процентов вообще не могут спокойно находиться в автомобиле с водителем-мужчиной. Персональными авто японцы решили не ограничиваться: появилось предложение оснастить поезда токийского метро специальными вагонами только для слабого пола, дабы оградить его представительниц от домогательств со стороны мужчин.
В Москве работает «Женское такси» или, как его называют сами клиентки «Розовое такси». Естественно, все водители и пассажиры исключительно прекрасного пола. Все автомобили Вольво обязательного розового цвета. К созданию подобной службы владельцев подвигла статистика, согласно которой в России ежедневно десять женщин подвергаются нападению или домогательству со стороны мужчины-водителя. Особенно остра проблема с так называемыми «бомбистами», которыми совершаются до 30% изнасилований. Такси с розовыми крышами есть и в других городах России. А а Красноярске, говорят, «розовым» такси не ограничились. В этом городе появилось и «Голубое такси». Проверяют ли его клиентов на наличие отличительных признаков, неизвестно.
Сейчас в Минске за рулем такси конкурируют с мужчинами более 50 дам.