Владимир Нерозя: «Мы унижаем свой товар»

За что белорусы обидели пиво?

 — Идея с белорусским товаром хорошая, но она расхолаживает самого производителя. Возьмем, например, пиво, — актуальный в такую жару напиток. 15 лет назад какое оно было? Не всегда чистая бутылка, ржавая пробка… И какое сегодня у нас пиво! Оно соответствует европейскому уровню. Но стало оно таким благодаря здоровой конкуренции с импортным товаром. Я часто бываю за границей, много всего пробую и не представляю молочных товаров лучше, чем белорусские. Мне нравится колбаса «Краковская» Слонимского мясокомбината. У нас даже «клуб любителей «Краковской»« собрался. Мы все помним вкус этой колбасы с советских времен. Только в Слониме выдерживают и то качество, и ту рецептуру. Кстати, эту колбасу не нужно заставлять продавать — она прекрасно продается.

– Все ли цены в наших магазинах сегодня адекватны?

– Некоторые белорусские товары неоправданно дешевы. То же пиво. В прошлом году я попал в бар в Латвии. Там местное и импортное пиво стоит примерно одинаково. Конечно, мне было интересно попробовать местный продукт. И, купив его, мне было не стыдно, что я экономлю. Наше же пиво в 3 — 4 раза дешевле импортного. Я считаю, что мы таким формированием цены унижаем свой товар.

– Какие еще товары неоправданно «обижены»?

– Стоимость колбасы выровняли с Россией, а «молочка» обидно дешевле европейской! Хлеб вроде уже не выбрасываем буханками, но в Германии или Польше черный хлеб в три раза дороже. Там люди ценят свой хлеб. Понятно, что должны быть социальные продукты, но у нас очень мало видов дорогого элитного хлеба. Еще мы стремимся продать наш первый картофель слишком дешево, и одновременно появляется очень дорогой итальянский, марокканский, голландский. Почему мы не можем свой первый картофель, как во всем мире, продавать по более высокой цене?!

– Я от имени покупателей не согласна!

– Я говорю про самый первый картофель, который может появляться одновременно с импортным и стоить немного дешевле. Потом, конечно, цена должна падать. С другой стороны, некоторые цены я бы назвал неоправданно завышенными. Возьмем ту же белорусскую форель. Она стоит у нас 9 евро. При этом пруд наш, земля наша, труд наш, магазины наши, наценки ограничены. Во Франции и Германии тоже производят форель на своей земле, но она у них стоит 3.90 евро! Почему же у нас так дорого?! У нас что, земля самая дорогая или зарплаты выше, чем там?! У нас много несоответствий. Например, импортное пиво у нас продается по европейским ресторанным ценам. То есть, у них такие цены может позволить себе избранная публика, которая идет в ресторан, а у нас по такой цене оно предлагается обычным покупателям магазинов! Хорошо ли мы защищаем нашего потребителя и производителей?

– Все-таки, как покупатель, я хочу дешевые и пиво, и картошку!

– А я хочу, чтобы каждый из нас имел возможность позволить себе все, что ему необходимо, не умаляя при этом достоинство производителей, которым нужно удешевлять продукцию, и продавцов, которым потом нужно это продавать.

– Какие товары продаются хуже всего?

– Товары в советской упаковке. Мне непонятно, кто покупает сегодня трехлитровые банки с соком?

– Я покупаю — правда, если кто-то поможет донести.

– Вот! Во-первых, неудобно нести, во-вторых, по такой жаре не успеешь допить, как сок прокиснет. Еще плохо продаются овощные консервы, солянки, супы в пол-литровых банках. Их берут только из-за цены. Я сам люблю кабачковую икру, но покупаю «Чумак», потому что остальные уступают по качеству.

– Вы считаете, что дешевое унижает достоинство производителя?

– И производителя, и всего народа!

Как убедить покупателя?

– Наши магазины отличаются от европейских?

– Раньше мы действительно из-за границы привозили много нового и внедряли, а сейчас уже у себя видим все, что и там. Сегодня в новые магазины никто не покупает ничего бэушного — только самое лучшее! На открытие каждого приглашают консультантов. Открытие первого «Простора» я консультировал вместе с французами. Этот магазин сделан как французский сетевой.

– Какими приемами должен пользоваться директор современного магазина, чтобы сделать его работу эффективной, а магазин конкурентным?

– Есть много приемов по привлечению покупателей, которым я обучался в разных странах. Например, такой: шампанское покупают не каждый день, а три-четыре раза в год. И у человека в памяти остается последняя цена. Но к следующему году напиток дорожает. Покупатель увидит его не за 10, а за 12 тысяч и решит, что «Юбилейный» — дорогой магазин, и пойдет дальше. Потом он убедиться, что во всех магазинах цена одинаковая и все равно купит, но не у нас. А если выставить шампанское за 12 тысяч на фоне других видов за 15, 20, 30… 500 и даже 700 тысяч! Тогда первое покажется вообще даром. Вот так дорогой товар оттеняет более дешевый и тем самым делает его покупку выгодной.

– Хороший продавец — это...?

– Продавцов в нашем магазине обучают приглашенные специалисты, скоро приедут немцы. Хороший продавец — это и приветствие каждому покупателю, и улыбка, и обязательные перчатки. Внутренние экзамены повышения квалификации у нас сдать сложнее, чем в торговых учебных заведениях. Во время них руководство превращается в покупателей и задает провокационные вопросы. Можем спросить, например, чем отличается «Советское игристое» от «Советского шампанского».

– А если продавец ответит традиционно: не знаю — не пробовала?

– Если она так скажет, мы предложим ей купить эти напитки, попробовать и найти отличия!

Где взять мясо кошерных баранов?

– «Юбилейный-92» — далеко не новый магазин, но он заметно отличается от других. Как удается поддерживать имидж?

– Я не хотел бы говорить, что «Юбилейный-92» — самый дорогой магазин. Но он эксклюзивный. Здесь есть группы товаров, которые вы не найдете в других магазинах, где их не продают не потому, что не хочется, а потому, что это не всегда выгодно. Например, дорогие коньяки не покупают массово каждый день — они ждут своего покупателя, который знает наверняка, что в любое время придет и найдет их у нас. Круглый год мы возим речную форель с Птичи. Продаем ее считанные килограммы за неделю, но есть люди, которые специально за этой рыбой к нам приходят. С 1 августа начали завозить сибас и дорадо. В течение 30 часов после вылова самолет доставляет рыбу на льду из Туниса в Минск. Мы продаем ее по 50 тысяч рублей за 1 кг — по такой же цене, как и в Европе. В свое время мы одни из первых сделали собственную пиццу и суши — то, что сегодня делают уже все.

– Ваш магазин пользуется авторитетом у иностранных гостей…

– Мы занимаемся кейтерингом, организуем банкеты, деловые встречи, офисные переговоры, международные приемы до 600 человек. Многие дипломаты обращаются только к нам. Например, к нам идут поляки за бигосом, хотя его много где предлагают, но не все знают, что настоящий бигос готовится три дня! Если венгры заказывают гуляш, они знают, что мы им сделаем венгерский гуляш. Наши специалисты учатся за границей, изучают рецептуру и традиции. Например, на банкет для гостей из Катара недавно везли  рис из Ливана, а из Средней Азии — мясо кошерно зарезанных баранов.

– Кого считаете достойными конкурентами?

– Очень нравится ТЦ «Радзивилловский» и универсам «Европейский». К гипермаркетам у меня особое отношение. Я учился во Франции, много знаю про такие магазины. Например, то, что там тратится в четыре раза больше времени на покупку, предлагаются товары дешевые и по цене, и по качеству. Я знаю, что некоторым дипломатам для поддержания имиджа не рекомендовано ходить в гипермаркеты. У нас говорят, что «гипер» — это магазин дешевых товаров, но это еще и магазин «дешевого класса».

– Сколько денег сегодня нужно тратить на продукты?

– Не меньше 120-150 тысяч в неделю. Иначе невозможно поддержать «химический состав» организма — кальций, йод, магний и все остальное.

Зачем пухнут пельмени?

– Обязательный вопрос кулинарной газеты: Вы умеете готовить?

– Не умею. Однажды с замом еще во времена ГДР мы здорово влипли! В Потсдаме попали в большую компанию. Кто-то из присутствующих вспомнил русские пельмени. Мы «навеселе», естественно, не удержались, чтобы не похвастаться: «Пельмени? Да запросто!». Утром нас будят и сообщают, что на вечер с русскими пельменями уже приглашены гости! Для фарша мы на всякий случай купили свинину и говядину, а вот с тестом не угадали — выбрали дрожжевое… Начинаем его раскатывать, а оно не катается! Стали отрывать кусками, закладывать туда мясо и быстро-быстро бросать в воду, потому что, как только этот дрожжевой «пельмень» положишь, — он начинает пухнуть! Так «с пылу с жару» все пельмени, которые мы выдали за «русские», были съедены, к счастью, не нами. На всякий случай к пельменям предложили русскую водку.

– А какое у Вас любимое блюдо?

– Драники и, пожалуй, пельмени. Русские!

Беседовала Тамара ЗЕНИНА.

Фото Андрея Мицкевича

Справка «Гастронома»:

Владимир Нерозя окончил Белорусский экономический университет. В торговле с 1969 года. Работал продавцом,  мясником, прошел всю карьерную лестницу. С 1985 года возглавляет коллектив универсама «Юбилейный-92». Стажировался в Голландии, Германии, Франции, Англии, Австрии, Польше и других странах.