Как подчеркнул на церемонии открытия директор «Беларусьторга» Эдвард Матулис, этот проект ориентирован на продажу алкоголя и табачных изделий премиум-класса. При этом ставится задача сделать качественные напитки максимально доступными потребителю.
Нужно отметить, что новая сеть создается при активном содействии Управления делами президента, в подчинении которого находится и сам «Беларусьторг». Э. Матулис не стал этого отрицать. Более того, он сообщил, что планы по открытию собственного магазина дорогого алкоголя в УДП созрели давно.
Начальник управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Любовь Язепчик, в свою очередь, отметила, что в Беларуси остро не хватает магазинов такого формата. С одной стороны, «люди очень сильно пьют», с другой — пьют они в основном «очень некачественную продукцию».
Сегодня сегмент торговли элитным алкоголем и табаком развит у нас действительно слабо. Кроме «Беларусьторга», собственная розничная сеть есть еще у лишь у двух фирм, которые начинали свою деятельность как импортеры алкоголя, — ООО «ОП НИИ ПКД», компании «Гарсия». Однако из-за постоянных проблем с импортом алкоголя, которые создавало государство, работа подобных розничных сетей не была достаточно стабильной.
Вступление в игру государственного ретейлера, считает Эдвард Матулис, определенным образом подтолкнет развитие конкуренции. И пока совершенно не ясно положение участников рынка в перспективе. «Аматиста» планирует открыть только в текущем году 10 магазинов. А на следующий год объектом ее экспансии станут все областные центры. У главного же конкурента — ОП НИИ ПКД — сегодня работают всего 12 магазинов, образующих сеть «Штопор». И будет ли эта компания создавать новые торговые точки, пока неизвестно. По словам начальника отдела розничной торговли ОП НИИ ПКД И. Лущицкого, долгосрочная стратегия на данный момент не определена.
Но он уверен, что потребителей хватит на всех, серьезного перетока покупателей к конкурентам не произойдет. По крайней мере, у магазинов есть механизмы удержания клиентов.
Того же мнения придерживается и Э. Матулис: покупателей хватит на всех. Спрос на дорогой алкоголь в Беларуси только возрастает.
Однако это вызвано, в частности, повышением покупательной способности населения в предвыборный период, и поэтому весь вопрос в том, долго ли ситуация будет оставаться благоприятной для сегмента розничной торговли, работающей на представителей среднего класса и людей побогаче.
Алесь СЕРЖАНОВИЧ