Кризис кризисом, а прогресс идет

Самый инновационный формат магазинов предложила Disney Stores. Идея пока не воплощена, но именно в прошлом году компания заявила о намерении пересмотреть дизайн всех своих магазинов — как проектируемых, так и действующих. В Disney Store решили выделиться на фоне конкурентов, создавая объекты, которые будут больше похожи на аттракцион, чем на обычный магазин. По некоторым данным, к разработке концепции приложил руку даже Стив Джоббс (Apple), идея которого уместилась во фразе «мечтай смелее».

Суть новой концепции в том, что посещение магазина должно быть для ребенка значимым событием. «В Disney Store рассчитывают привнести больше эмоций в процесс совершения покупок, продвигая при этом свои парки», — говорят эксперты Planet Retail.

К примеру, дети могут ощутить высокий уровень вовлечения при помощи «волшебных зеркал», которые интегрируют отражение ребенка в сюжеты из анимационных фильмов компании. Движения посетителя и всех связанных с ним объектов согласуются с происходящим на экране при помощи RFID-меток, которые помогают соотнести положение предметов в пространстве.

Помимо этого, магазины Disney Store будут предлагать своим покупателям постигать азы анимации или совершенствоваться в качестве рассказчика сказок на специальных мероприятиях.

Наиболее инновационный запуск продукта, по мнению Planet Retail, произошел в плоскости кобрендинга. Его осуществили розничная сеть Seven & I и компания Zynga, которая является разработчиком одной из популярнейших онлайн-игр FarmVille (это один из хитов в социальной сети Facebook — за месяц к данному приложению обращаются более 50 млн. пользователей).

Seven & I в своей розничной сети 7-Eleven начала продвигать около 30 собственных торговых марок с использованием бренда FarmVille. Кроме того, покупая эти товары, потребители получают коды, которые можно использовать в процессе игры.

«7-Eleven является одним из первых ретейлеров, кто оценил выгоды, которые может принести высокая популярность онлайн-игр в социальных сетях, — отмечают эксперты Planet Retail. — Что еще более важно, компания нашла способ использовать игру, проведя ребрендинг части своих собственных торговых марок, и через это вышла на контакт с более молодыми покупателями, в том числе и за счет присутствия в самой онлайн-игре».

Самой инновационной маркетинговой кампанией признана неоднозначная акция датского ретейлера Ahold. Во время чемпионата мира по футболу эта сеть дарила покупателям, совершившим покупку на определенную сумму, мягкую игрушку в форме талисмана чемпионата. Всего таким образом через датские магазины было роздано 31 млн. игрушек. И это притом, что все население страны составляет 16,5 млн. человек.

В национальной прессе развернулись горячие споры о том, что же делать с этими талисманами и как их потом утилизировать. Накал страстей был так велик, что Ahold была вынуждена организовать прием сувениров у покупателей, желающих от них избавиться.

«Позитивное влияние данной маркетинговой инициативы заключается в том, что вся эта история заставила ретейлеров серьезнее задумываться об экологических аспектах своих маркетинговых инициатив», — считают в Planet Retail.

В номинации «Самая инновационная технология» лучшей признана компания Kroger, которая в апреле 2010 года начала использовать в своих магазинах в США полностью автоматический кассовый узел. Он представляет собой небольшой тоннель с лентой, в котором происходит автоматическое сканирование штрихкодов всех товаров. Данное нововведение практически полностью исключает участие в процессе оплаты покупок как кассиров, так и покупателей.

Основная цель таких автоматизированных устройств — ускорить обслуживание без увеличения торговых площадей и роста затрат на дополнительный персонал. Магазин становится более удобным для покупателей за счет уменьшения очередей.

«Идея подобных автоматизированных тоннелей не нова, но компания Kroger стала первым ретейлером, который перенес эту технологию из лаборатории в реально действующий магазин», — комментируют эксперты Planet Retail...

Вряд ли можно ожидать в обозримом будущем появления в подобном рейтинге белорусских компаний, но ничто не мешает им ускорять свое развитие, выбирая верные ориентиры. А эти ориентиры в подобных рейтингах как раз и называются.

Инга БОЙКО