В иной редакции полученный результат может быть сформулирован так: ретейлеры должны считаться с растущим числом технически грамотных покупателей и превращать свои магазины в своеобразные точки слияния физического и виртуального миров, предоставляя клиентам информацию и удобства Интернета и вместе с тем позволяя им осматривать, пробовать и оценивать предлагаемые продукты.
В англоязычной литературе уже даже появился термин mashop, подразумевающий такую организацию торговли. В том числе установку интерактивных цифровых дисплеев, видеоконсультантов, точек выхода в Интернет, чтобы пришедшие в магазин могли связываться с любыми источниками информации и получать сведения, нужные для совершения покупок.
Уже сегодня с помощью информационных технологий:
— 63% покупателей определяют наиболее выгодные цены;
— 47% стараются сэкономить время;
— 26% ищут товары с оптимальной функциональностью;
— 25% — с наилучшим качеством.
Кроме того, большинство из них предпочитает самостоятельно изучать товары, не полагаясь на советы продавцов, каждый третий заходит на страницы продавца в системе Facebook и на сайты, где предлагаются скидки, каждый четвертый пользуется сайтами групповых покупок.
Но и этого мало: покупатели уже мечтают пользоваться интернет-функциями в процессе совершения покупок в обычных магазинах. Так:
— 54% опрошенных хотят получать в магазинах услуги mashop, причем 73% из них предпочитают доступ к этим услугам с помощью сенсорных экранов, установленных рядом с полками, где выложен товар;
— 44% хотят сравнивать продукты и цены, узнавать мнения других покупателей также с помощью сенсорных экранов рядом с товаром;
— 44% хотят пользоваться услугами виртуального видеоконсультанта и получать веб-контент на большом экране или планшетном компьютере в торговом зале.
Самыми важными источниками информации о предстоящих покупках 60% опрошенных назвали своих друзей и родственников. Таким образом, эти мнения оказались куда более важными для покупательских решений, чем советы продавцов, традиционные СМИ и даже социальные сети. При этом до трети респондентов всегда используют Интернет для информирования окружающих о своих покупательских решениях.
По мнению организаторов исследования, которое охватило около 1 тысячи человек, продавцам следует иметь в виду, что покупатели будут все активнее вести поиск наиболее выгодных покупок, что непременно окажет отрицательное влияние на прибыльность розничной торговли.
Инга БОЙКО