Потребительский экстремизм в Беларуси: игра не по правилам

moneyЧто за «звание» такое — потребитель-экстремист?

Вообще-то белорусское законодательство не содержит термина «потребительский экстремизм». Следовательно, трактовать данное понятие каждый пытается по-своему. Если подумать, то данного рода экстремизм — ни что иное как злоупотребление потребителем своими правами с целью получения необоснованной материальной выгоды от продавца или исполнителя либо с целью причинения ему вреда в иных формах. Как вариант — оба варианта вместе.

В чем причина явления? Причин как раз-таки может быть несколько. Как варианты — желание заработать деньги, пресыщение теми уступками, на которые готовы идти продавцы…

Специалисты условно делят потребителей-экстремистов на три категории:

  • люди, преследующие материальные цели, т.е. стремящиеся получить доход за счет продавца);
  • люди, преследующие иные цели (например, желание получить моральное удовлетворение за счет продавца, самоутвердиться либо, как говорили раньше, «добиться классовой справедливости»);
  • отдельная категория (или придаток к предыдущей?) — граждане, имеющие психические отклонения: они ведут себя неадекватно не только в сфере торговли и услуг, но и в иных ситуациях.

И все же…

— Потребитель-экстремист — понятие на сегодняшний день абсурдное, — замечает начальник юридического отдела общественного объединения «Потребитель» Александр КОЖЕМЕЧОНОК. — Хотя бы потому, что экстремизм по определению — это крайне радикальные действия, нарушающие нормы права и морали. В то же время термин «потребитель» имеется. Это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В то же время, отечественное законодательство не дает определения «потребителей-террористов» и не трактует их деятельность. Словосочетание это пришло к нам с Запада, хотя в последние годы прижилось и в соседней России.

 И все же явление имеет место, и бороться с ним надо. Имеется ли в стране почва для «взращивания» потребительского экстремизма? Оказывается, имеется.

Наши законы — дополнительный стимул для «террористов»?

16 января 2009 г вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Дело, конечно, хорошее, так как данный документ во многом «развязал» людям руки. Если же учесть, что белорусское законодательство и до начала нынешнего года считалось одним из самых лояльным к потребителям, то можно было предположить, что после вступления в силу новой редакции найдется еще больше людей, желающих «злоупотребить» духом и буквой закона.

Дело в том, что новая редакция возводит потребителя чуть ли не в ранг абсолютного хозяина ситуации, в то время как перечень ответственных перед потребителем субъектов существенно вырос. Чего стоит хотя бы возможность привлечения к ответственности не только продавца, но и импортера приобретенного товара!

Как они действуют

Схема работы потребителей-экстремистов (или недобросовестных потребителей — сокращенно НП. — ПРИМ.АВТ.) проста. Человек заказывает у компании некий товар (работу, услугу). Заключается договор. Затем, НП используя бреши в данном договоре и хорошее знание законодательства о защите прав потребителя, начинает «атаку» на фирму. Для выкачивания денег в ход идут все средства: давление и шантаж, угрозы проверками, жалобы в лицензирующий и контролирующий органы… Многие сдаются уже на этом этапе. Лучше расстаться с некоторой суммой денег, чем иметь дело с государством в лице контролирующих органов. Если продавец не сломлен, идет обращение в общие суды с исками о защите прав потребителей. От уплаты пошлины по подобным искам гражданин освобожден — спасибо законодательству. Следовательно, в случае проигрыша НП не рискует ничем.

Белорусы — скромнейшая нация. Даже в кризис…

Есвли брать «по гамбургскому счету», то «паршивых овец»  в среде белорусских потребителей хватает. Знакомый юрист одной из столичных организаций по защите прав потребителей весной рассказал свежий случай.

— В одном из известных минских ресторанов (не буду упоминать его название) некая компания пила, закусывала. Ничто не предвещало беды. Но ближе к концу вечера посетители начали засыпать сотрудников заведения жалобами. Дескать, у одного нашелся волос в мороженом, у другого — следы помады на бокале с шампанским. Доказать, в какой именно момент волосы и помада там появились, никто, естественно, не смог. Но — «клиент всегда прав»! Недовольным посетителям заменили блюда, попытались всячески задобрить. Те посидели некоторое время, наконец, ушли. А потом… Пожаловались в общество потребителей!

Подобные примеры может привести каждый юрист, специализирующийся на защите правы потребителей. Но — не приведет. Чтобы не давать подсказок тем, кто не прочь заработать за казенный счет.

— Может, благодаря подобной «неразвращенности», а может, в силу менталитета белорусы в подавляющем большинстве не злоупотребляют своими правами, — утверждает начальник юридического отдела ОО «Потребитель» Александр Кожемечонок. — Как правило, у нас человек, имеющий законное право на возмещение ущерба в данной сфере, говорит: «Мне чужого не надо, пусть выполнят то, что положено по закону.

Как ответственно заявляет Александр Алексеевич, подавляющее большитсов письменных жалоб, которые сегодня получает Министерство торговли Республики Беларусь и ОО «Потребитель», являются обоснованными. При этом никакого всплеска потребительского экстремизма со времени начала мирового кризиса в нашей стране не наблюдается.

***

Получается, сфера торговли и услуг может вздохнуть спокойно? Как бы не так! Оказывается, в последнее время все больше популярны организации, которые обучают представителей субъектов хозяйствования методам защиты от недобросовестных потребителей. Лекции и тренинги на эту тему проводятся регулярно и собирают большую аудиторию. Так значит, все-таки проблема актуальна? Точку зрения на этот вопрос, так сказать, с другой стороны прилавка читайте в следующих номерах «Гастронома».

Александр НЕСТЕРОВ

 

В России потребительское стяжательство процветает

Более половины (51%) участников опроса на сайте Союза потребителей России считают, что с началом кризиса нарушения прав потребителей стало гораздо больше. По мнению 57% респондентов, продавцы товаров и исполнители услуг стали чаще использовать недобросовестные приемы. Однако и потребители стали гораздо придирчивее. К примеру, они сейчас судятся даже с парикмахерскими за плохую стрижку и укладку волос. Увеличилось количество жалоб на автодилеров и банки. Первые все чаще пропускают сроки поставки автомобилей, вторые — в одностороннем порядке изменяют условия договора кредитования. Многие жалобы на продукты питания связаны с некачественной фасовкой. Наконец, некоторые покупатели судятся с производителями, которые заменяют дорогостоящие натуральные ингредиенты в продуктах на дешевые искусственные, не информируя об этом через упаковку.