Украинские власти пытаются изменить ситуацию на наиболее проблемных рынках

Цены: цепочка непослушных

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) направил ряду торговых сетей обязательные для исполнения рекомендации о снижении розничных цен на молочные продукты и охлажденное мясо птицы. Данный шаг последовал после того, как аналогичные рекомендации были доведены до производителей. А те удостоились «советов сверху» по результатам проверок, в ходе которых было установлено, что темпы роста стоимости названного ассортимента в августе-сентябре опережали темпы роста расходов на производство.

Мясомолочные предприятия подчинились и стали докладывать о своих графиках удешевления продукции. В основном это скромные уступки: 2-3-5%. Но были и впечатляющие обещания, например, снизить отпускные цены на сыр определенных марок сначала на 10%, а затем еще на 5%.

Добившись некоторого снижения оптовых цен производителей на названные товары, АМКУ в ноябре провел мониторинг розничных цен в торговых сетях и обнаружил, что они существенно не изменились, а по некоторым позициям даже выросли. Это и вызвало вторую волну «рекомендаций».

От ретейлеров потребовали:

- обеспечить соответствующее реагирование на снижение цен производителями, особенно на социально значимые продукты;

- воздержаться от любых форм экономически не обоснованного повышения или установления цен;

- избегать удорожания продукции за счет звена посредников.

В случае неисполнения данных рекомендаций комитет может наложить на ретейлера штраф в размере до 10% от его годового оборота.

В результате сетям тоже пришлось начать снижение цен. Однако во многих случаях ничего не изменилось. Представители АМКУ считают, что проблема часто заключается в посредниках, которые в ценовом плане не спешат следовать примеру производителей. И поэтому именно данное звено станет следующим объектом проверок.

Градус в крови или бюджет?

Украинские власти решили начать противодействие алкоголизации населения.

Первым шагом на этом пути стала разработка концепции предстоящей кампании в соответствии с Глобальной стратегией предотвращения вредного употребления алкоголя, утвержденной ВОЗ в 2010 г. Программа, состоящая из трех этапов, рассчитана на период до 2020 г.

Создатели концепции признают, что рост потребления алкоголя и в первую очередь крепких напитков произошел вследствие перехода от медико-социальных к экономическим приоритетам, а также из-за отсутствия последовательности в государственной политике регулирования алкогольного рынка.

Причем с аппетитами государства не смогла справиться даже столь доходная отрасль. Так, повышение ставок акцизного сбора в течение 2008-2009 гг. привело к уменьшению общих объемов производства алкогольной продукции на 6,1%, а также к ухудшению структуры предложения (особенно пострадали слабоалкогольный ассортимент, крепленые виноградные вина, коньяки; в пересчете на абсолютный алкоголь более половины потребляемого приходится сегодня на водку и крепкие напитки нелегального изготовления). «Изменение ставок сбора в течение последних трех лет проходило хаотично, без надлежащего обоснования их эффективности и с нарушением сроков принятия», — констатирует пресс-служба Счетной палаты Украины.

Вместе с тем пьют все больше. Если к началу 1990-х гг. потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения составляло 5,4 л абсолютного алкоголя в год, то в 2009 г. — уже 10 л, а вкупе с напитками домашнего изготовления и «другой спиртосодержащей продукцией» — более 15 л в год. Напомним, что по нормативам ВОЗ, предельно допустимым является уровень в 8 л. При его превышении начинается деградация нации, в частности, каждый литр сверх этого объема снижает среднюю продолжительность жизни мужчин на 11 месяцев, женщин — на 4.

Алкоголь — второй после трудовой миграции фактор катастрофического сокращения количества населения Украины. Люди гибнут от многочисленных отравлений спиртосодержащими жидкостями, от спровоцированных пьянством несчастных случаев и насилия, от различных заболеваний, идущих в комплекте с градусом. Больше половины убийц и 40% самоубийц становятся таковыми в нетрезвом состоянии. Украина занимает одно из первых мест в мире по частоте разводов и количеству оставленных детей. В отдельных регионах страны более 70% подростков употребляют алкогольные напитки, в том числе почти треть — ежедневно. Возраст приобщения к спиртному снизился с 17 до 14 лет.

Борьбу с алкоголизацией предлагается вести по нескольким направлениям:

- создание реальных препятствий для употребления алкогольных напитков несовершеннолетними;

- максимальное сокращение объемов нелегального алкогольного рынка;

- ограничение продаж и снижение ценовой доступности алкогольных напитков. Пересмотр ставок акцизов синхронно с инфляцией (ближайшее повышение составит 6,9%);

- снижение уровня потребления крепких спиртных напитков на 15-20% при повышении относительной доступности напитков, которые изготавливают без добавления спирта, — натуральных вин, пива, сидра (в Украине один спиртовой градус водки обходится потребителю в 1,75 раза дешевле по сравнению с пивным, что значительно больше, чем, например, в странах ЕС. Если в Европе бутылка водки в среднем дороже бутылки пива в 9,7 раза, то в Украине — всего в 5,4);

- ослабление влияния маркетинговых усилий производителей как в рамках традиционных каналов продвижения, так и через скрытую рекламу (в том числе в новых форматах — электронная почта, социальные сети и др.);

- ужесточение наказаний за управление автотранспортом в состоянии опьянения;

- разъяснительная работа и контроль за неблагополучными семьями.

Возможно, фундаментальная проблема отрасли — вопрос собственности. Производители требуют приватизации спиртзаводов как средства демонополизации производства спирта. Чиновники вроде бы соглашаются с оценками оппонентов. «На наши старые заводы инвестор не придет... единственный способ спасти спиртовую отрасль — это приватизация», — признал недавно министр аграрной промышленности Николай Присяжнюк. Однако последним решением на данный счет стало включение ГП «Укрспирт» в перечень объектов, не подлежащих приватизации.

И сегодня участники рынка опасаются, что украинские власти изберут запретительную политику и вместо того, чтобы бороться с потреблением алкоголя, затруднят работу отрасли, постепенно загоняя ее дальше в тень. А ведь и без того украинский рынок крепкого алкоголя уже находится в тени на 30-40% против стабильных в последние годы 18%. Рынок же вина из-за таможенной политики получил импорт в гораздо больших объемах, чем предрекалось самыми худшими прогнозами: плюс 50% за пять лет.

Виктор АТРОЩЕНКО