Рынок продовольствия «поштармливает» и «пыхтит»

Сергей ТРУФАНОВ

Официальная статистика подчеркивает, что «покупатели предпочитали, в основном, продукты питания белорусского производства», доля которых в объеме розничного товарооборота составила 86,5%. А вот что касается экспорта, то там результаты противоречивы: его стоимостный объем снизился, по многим позициям пришлось соглашаться на невыгодные цены, но зато взлетело вверх положительное сальдо и растет удельный вес продовольствия во внешнеторговых операциях. Последнее обстоятельство, правда, с точки зрения макроэкономики может оцениваться и отрицательно, однако все равно годится как повод для отраслевой гордости.

Завершившийся недавно ежегодный конкурс потребительских предпочтений «Продукт года-2009» и совмещенный с церемонией награждения победителей Продовольственный бизнес-форум позволили понять, как сегодняшняя ситуация выглядит в глазах самих представителей пищепрома — субъективные оценки участников рынка, отражающие их взгляд изнутри, могут быть не менее информативны, чем цифры статистики.

Основной вывод мониторинга — 2009-й дался отрасли нелегко, пишет деловое обозрение «Продовольственный рынок».

Чаще всего наши собеседники говорили о проблемах со сбытом и, в частности, с экспортом: некоторые даже признавали падение этих показателей на треть. Усложнилось также финансовое положение многих производителей: цены у поставщиков пошли вверх, а на выходе поднимать их не разрешали.

Наиболее острые проблемы были в прошлом году, понятно, у молокозаводов. Те из них, которые реализуют в Россию значительную часть своей продукции, пострадали изрядно.

Кстати, что касается сути претензий, предъявлявшихся Роспотребнадзором, то на условиях анонимности собеседники признавали, что раньше мало занимались качеством в современном понимании этого слова и лишь сейчас приобрели привычку не только соблюдать чистоту и температуру хранения, но и изучать сырье и продукцию, что называется, под микроскопом.

Секрет успеха

Наиболее популярной антикризисной мерой было снижение издержек. Правда, в этом контексте не упоминались какие-либо «тонкие инструменты» оптимизации: конкретика сводилась к более жесткой экономии и попыткам заместить импорт отечественными поставками. Но также говорилось и о реконструкции цеха, и о запуске новой линии, и об открытии лаборатории.

При этом о снижении конечных цен никто не сообщил. Один из собеседников даже воскликнул: «Удешевление? Ни в коем случае!». А отсюда можно сделать вывод, что борьба с издержками, в первую очередь, велась с целью финансовой стабилизации, создания хоть какого-то запаса прочности.

Основной же головной болью стал сбыт. «Антикризисных мер не было, просто искали, куда продать», — прозвучало в одном из интервью. Надо констатировать, что многие нашли, и уже сегодня ведут поставки на совершенно новые зарубежные рынки. Некоторые даже пытаются строить свои товаропроводящие сети в других странах. Почти все активизировали усилия, направленные на продвижение своей продукции. «Рекламные акции проводим, оформлению больше внимания уделяем, контролируем выкладку нашей продукции на магазинной полке. Это требует дополнительных расходов, но есть отдача». Последний тезис звучал практически в каждом интервью, и из этого можно делать вывод, что и на данном фронте благодаря кризису произошли подвижки в менталитете производителей.

На всех одеяла не хватает

Торговля все активней тянет одеяло на себя — это общее мнение. Магазины стараются добиться более выгодных условий — по срокам оплаты, по скидкам, по режиму поставок (не большой объем за один раз, а по чуть-чуть постоянно), требуют расширения ассортимента и дополнительных расходов на продвижение товара. Там же, где есть возможность, и вовсе диктуют свои условия — гораздо более жесткие, чем раньше. Добиваться своего ретейлерам тем более просто в условиях обострившейся конкуренции производителей. Да и в целом, считают поставщики, при конфликте интересов у торговли однозначно больше возможностей, рычагов воздействия, она чувствует себя более комфортно.

«Обострилась конкуренция, и в силу этого розница стала с меньшей охотой выделять полочное пространство даже явным лидерам, стала более требовательна к участию производителей в ее маркетинговых акциях», — рассказывает представитель известного бренда. И поясняет, что в секторе продуктов быстрого приготовления конкуренция резко обострилась за счет новых игроков, число которых стало расти особенно активно в последнее время. При этом новички чаще всего делают ставку на самую дешевую продукции, пытаясь отвоевать долю рынка у поставщиков более качественного ассортимента.

Что же касается спроса собственно покупателей, то представители предприятий в подавляющем большинстве считают, что, вопреки прогнозам и оценкам аналитиков, в сторону более дешевого ассортимента он не сместился. Напротив, некоторые отмечают рост сбыта дорогих сортов, марок, видов продукции или меньшее падение спроса на них, чем на аналоги из низкого ценового сегмента.

Большинство поставщиков уверены, что люди очень быстро реагируют на новшества. «Если у нас появляется какая-либо хорошая новинка, она в короткий срок отвоевывает серьезный процент в сбыте. И наоборот, какой бы великолепной ни была упаковка, как бы ни продвигали продукт, если он плохой, крест на нем поставит уже первая продажа». Вместе с тем часть участников конкурса считают, что «уровень этой инерции очень высок», «мы живем стереотипами и рабы привычек», «даже предпочтения детства влияют на выбор».

В общем и целом

Относительно факторов, которые тормозят развитие, разброс мнений был небольшим: в соответствующем антирейтинге со значительным отрывом лидировали межобластные барьеры, препятствующие продвижению продукции. И, судя по некоторым репликам, эта проблема только обостряется. Кроме того, назывались административно-командные методы управления (отсутствие экономической свободы), бюрократизм.

Когда мы попросили дать максимально краткую оценку сегодняшнему состоянию продовольственного рынка, менеджеры предприятий чаще всего склонялись к тому, что оно «противоречивое: одни чувствуют себя плохо, другие — нормально». Из самых кратких ответов процитируем два: «поштармливает» и «пыхтит». В целом рынок развивается и консолидируется, что делает розницу более цивилизованной. Покупателю предлагается уже достаточно большой выбор, а это невозможно без обострения конкуренции.

Понятно, что не было и намека на единодушие в оценке перспектив. Пессимисты считают, что станет тяжелее, во всяком случае, «улучшение начнется только в начале 2011-го». Тем более что кроме проблем, вызванных собственно кризисом, надо еще положить на весы вероятное появление на рынке дополнительного предложения из стран Таможенного союза. Несколько менее многочисленная часть наших собеседников выразила надежду, что вот-вот начнется медленный подъем: «Изменения в лучшую сторону будут, в худшую, наверно, нет».

Статистика фиксирует относительные успехи отрасли, но у тех, кто обеспечил эти успехи, не осталось и следа от шапкозакидательских настроений. Похоже, кризис учит. Во всяком случае, тех, кто способен учиться.