Накануне Дня потребителя очередной информационный залп по населению выпустили представители Министерства торговли, Госстандарта и других заинтересованных организаций страны. Они рассказали о том, чего удалось достигнуть в области защиты прав потребителей к сегодняшнему дню и чего следует ожидать в самое ближайшее время. Как-никак, на дворе — Год качества.
Законов — море. Не потеряться бы в них...
Представители Министерства торговли, в обязанности которого, как это ни странно на первый взгляд, входят и вопросы обеспечения защиты прав потребителей, не без удовлетворения отмечают, что на сегодняшний день в стране налицо «высокая концентрация» законодательных актов в данной сфере.
— В прошлом году вступил в силу обновленный Закон РБ «О защите прав потребителей», — напоминает заместитель министра торговли Беларуси Ирина НАРКЕВИЧ. — Кроме того, появился Закон РБ «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Определен порядок проведения экспертизы товаров и названы организации, ответственные за проверку тех или иных групп товаров. Упорядочена дистанционная торговля, к которой относятся торговля по образцам и интернет-магазины. Наведен порядок с экспертизой в жилищно-коммунальной сфере. Появились четкие и понятные требования к маркировке продуктов питания, содержащих генно-модифицированные компоненты. Наконец, большой шаг вперед сделан в вопросе информирования покупателей о потребительских свойствах товара. Примеры? Текст с потребительской информацией должен быть читаемым и иметь высоту не менее 2 мм, введено понятие «имитерованный продукт» (об этом «Гастроном» не так давно писал более подробно. — ПРИМ.РЕД.), определены места нанесения стикеров на упаковку товаров и информация, которую эти стикеры должны содержать. Кроме того, сегодня мы можем провести экспертизу достоверности информации, представленной на упаковке. Наконец, в декабре 2009 года вступило в силу правило, согласно которому информация о потребительских свойствах товаров, продающихся на развес (дата производства, срок и годности, состав и пр.), должны быть представлены рядом с самим товаром в удобном для покупателя месте.
На последнем нововведении Ирина Владимировна остановилась более подробно. К сожалению, сказала она, пока далеко не все продавцы спешат следовать данному правилу. Особенно много претензий к рыбной продукции, в частности замороженной. Покупателю, к примеру, в ряде случаев необходима достоверная информация о том, каков, к примеру, состав глазури, какова допустимая массовая доля данной глазури в общем объеме реализуемого товара и т.п.
«Наш товар лечит!». А лечит ли?
— Возможно, в 2010 году появится еще один интересный документ, — образовала Ирина Наркевич любителей здорового образа жизни. — Дело в том, что нередко производитель или поставщик продовольственных товаров пишет на упаковке о полезных или даже лечебных свойствах того или иного продукта питания. В настоящее время в заинтересованных инстанциях проходит изучение проект документа, согласно которому вся подобная информация будет проходить согласование в Министерстве здравоохранения. В результате ничем не подтвержденной «отсебятины» больше не будет.
Потоки обиженных растут с каждым годом
Если права потребителей год от года расширяются, как расширяется и поток связанной с этим информации, вполне логично предположить, что желающих защитить свои права становится все больше. Так оно и есть. К примеру, в самом известном в нашей стране общественном объединении «Белорусское общество защиты потребителей» фиксируют огромный интерес людей к данной проблеме.
— За 2009 год в наше общественное объединение и организационные структуры за помощью обратилось 20 228 потребителей, — говорит председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анна СУША. — В том числе на «горячую линию» в Минске — 5660. ОО «БОЗП» и его организационными структурами было заявлено 1280 претензий и подано 542 иска, в т.ч. ОО «БОЗП» заявило 128 исков, из которых заключено 37 мировых соглашений, по 11 искам отказано.
По словам Анны Владимировны, потребителям возмещено материального ущерба и морального вреда на сумму 1 миллиард 114 миллионов 495 тысяч рублей, из них морального вреда — на сумму 86 миллионов 214 тысяч 297 рублей.
В 2010 году Всемирный день защиты прав потребителей отмечается в период влияния кризиса, в период, когда многие потребители, вложив деньги, заказав определенные услуги, не могут их получить, поскольку некоторые компании, взяв на себя определенные обязательства, не могут исполнить их. Особенно это касается финансовых услуг.
Как заметила Анна Суша, из каждых шести поступающих обращений четыре составляют жалобы по сложнотехническим товарам, две из которых касаются мобильных телефонов, приобретенных в интернет-магазинах. К примеру, потребитель не находит продавца или не заключен договор с сервисным центром, который, в свою очередь, отказывает потребителю в гарантийном обслуживании данной модели. Бывает, не указывается стоимость товара, и тогда потребителю сложно доказать стоимость товара в случае расторжения договора купли-продажи.
— Несмотря на распространенное мнение о том, что в сельской местности у потребителей меньше возможностей полноценно защитить свои права, в последнее время мы отмечаем активизацию именно данной категории населения, — заметила Анна Суша. — К примеру, порадовал недавний звонок женщины, которая имеет претензии к качеству проданных ей резиновых сапог. Она искала возможность возвратить товар, хотя продавцы неправильно исчисляли срок окончания гарантии на изделие. Как видим, интерес проявляют многие, просто не все знают, что свои права можно защитить и без обращений в столичные инстанции.
К слову, в Беларуси на сегодняшний день имеется около 200 уполномоченных по защите прав потребителей, работающих, так сказать, на местном уровне. Информация об их местонахождении должна быть вывешена во всех местах торговли и оказания услуг.
***
Напоследок — один интересный факт. В Беларуси нынче работает 13 общественных объединений по защите прав потребителей. Из них 11 — местных. Таким образом, у граждан существует реальная возможность обратиться к компетентным специалистам за квалифицированной помощью. И получить ее! Координаты общественных объединений, ведущих работу с частными лицами, можно узнать, к примеру, на официальном сайте Министерства торговли Республики Беларусь (www.mintorg.by).
Александр НЕСТЕРОВ
ВРЕЗКА
На что чаще всего жалуются потребители?
В работе по защите прав потребителей существуют свои закономерности. К примеру, председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анна СУША отмечает, что существуют определенные группы товаров и услуг, жалобы на которые встречаются чаще остальные. Вот этот список.
ТОР-10 САМЫХ «НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ НЕДОВОЛЬСТВА |
|
ТОВАРЫ |
УСЛУГИ |
Обувь |
Медицинские |
Одежда |
Жилищно-коммунальные |
Телефонные аппараты |
Транспортные |
Товары для детей |
Туристические |
Технически сложные товары |
Образовательные |
В настоящее время в Беларуси ведется разработка реестра недобросовестных производителей и поставщиков продовольственной продукции. «Черный список» будет доступен для всеобщего обозрения.