— Часто ли на рынке устраиваются подобные консультации или это разовая акция, приуроченная ко Дню потребителя?
— Консультацию по защите потребительских прав любой желающий может получить ежедневно. Мой кабинет №35 в помещении администрации рынка. А нынешнее мероприятие действительно приурочено ко Дню потребителя. Желающих пообщаться предостаточно. Некоторых посетителей я знаю давно, они ходят на рынок как на работу и регулярно обращаются за консультациями.
— И часто ли к вам приходят покупатели с жалобами на продавцов?
— Часто. Но не думайте, что только покупатели. Дело в том, что нынче потребитель пошел грамотный, он четко знает свои права. А если права известны, то кое-кто может ими и злоупотребить. А ведь продавцу порой проще удовлетворить требование человека, чем спорить с ним. Спорить некогда, для продавца время — деньги.
— Так, значит, потребительский экстремизм, существование которого так активно отрицают представители Минторга (об этом как раз говорилось на пресс-конференции накануне Дня потребителя. — ПРИМ.РЕД.), все же имеет мест?
— Ну, может, экстремизмом это не назовешь, но как, к примеру, расценивать ситуацию, когда бабушка покупает килограмм сосисок, тихонько съедает парочку счет, перевешивает покупку на контрольных весах и потом жалуется на «обвесившего» ее продавца? Если это не покупательский экстремизм, то, наверное, налицо факт наличия такого явления, как недобросовестный покупатель.
— Не могу не задать вопрос, который, без сомнения, волнует многих «ранних» посетителей Комаровки. Почему-то в первый час работы рынка у многих продавцов нет сдачи. В результате люди уходят недовольные. Можно ли как-то повлиять на это?
— Вообще-то обязанность обеспечить покупателя сдачей возложена на продавца. Так что покупатель, столкнувшийся с подобной ситуацией, может сделать запись в книге замечаний и предложений. Такая книга, к слову, должна быть на каждом торговом месте, за исключением, разумеется, тех, где продажей продукции с личных подворий занимаются частные лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.
— Минувшая зима выдалась на редкость снежной и морозной. Тем не менее, торговля овощами и фруктами на сезонном рынке продолжалась и при минусовой температуре. Как же так? Овощные лотки с улиц убрали с 1 декабря до 1 марта, а Комаровке общее правило не указ?
— Действительно, запрещается продавать свежие овощи и фрукты при температуре окружающего воздуха ниже +50С. Данное правило содержится в соответствующих нормативных документах. Именно поэтому с минских улиц зимой исчезают «лоточники». Но на Комаровском рынке ситуация иная. У нас имеются отапливаемые склады для хранения овощей и фруктов. А на открытый рынок продавцы вывозят по 1-2 ящика товара, который, само собой разумеется, тщательно укрывают и оперативно распродают. Впрочем. Если температура воздуха на улице совсем не располагает к работе на сезонном рынке, мы предоставляем продавцам свежей плодово-огородной продукции свободные места на крытом рынке. Заметьте, что администрация Комаровки делает это совершенно бесплатно. Что касается продажи подмороженного товара, то это уже лежит на совести каждого конкретного продавца.
— В нашу газету нередко звонят возмущенные читатели, которым продавец на рынке отказался продать товар с витрины — мол, в ящике точно такой же, так что берите то, что дают. Куда жаловаться человеку?
— В подобных ситуациях есть два основных выхода, не противоречащих, впрочем, друг другу. Первый — потребовать у продавца книгу замечаний и предложений. Второй — обратиться к нашим сотрудникам в униформе. Они есть на торговых рядах. Если не видите их поблизости — поднимитесь на второй этаж к радиоузлу и попросите, чтобы уполномоченных пригласили к тому или иному торговому месту. Если конфликт возник на сезонном рынке, то можно обратиться в администрацию этого рынка. Наши сотрудники, кстати, могут потребовать у продавца предъявить документы, которые тот может не показывать покупателю. И еще. Согласно «Правилам торговли на рынках Республики Беларусь» именно орган управления рынка обязан обеспечивать необходимые условия для проверки покупателями количества приобретенных ими товаров, а также принимать меры по устранению причин конфликтных ситуаций при обслуживании покупателей при наличии соответствующих заявлений, касающихся деятельности отдельных продавцов.
ВРЕЗКА
Следует знать, что…
- …весы и другие средства измерений на рынке должны устанавливаться таким образом, чтобы покупатель мог видеть процесс взвешивания, измерения и определения стоимости товаров.
- …не допускается взимание платы с граждан за вход на рынок, а также за въезд транспорта для завоза товаров на территорию рынка, за предоставление условий для примерки одежды и обуви, проверки работоспособности товаров, использование средств измерений для проверки количества приобретенных товаров.
- …за нарушение обязательств по сделкам, заключенным на рынке между продавцами и покупателями, орган управления рынка ответственности не несет.
- …продукция животноводства, растениеводства, дикорастущие плоды и ягоды, другая продукция, подлежащая ветеринарно-санитарной экспертизе, должны реализовываться на рынках только после проведения в установленном порядке такой экспертизы.