Сидр заменит «джин-тоники»

Данная норма содержится в Законе № 174-З «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Фактически с помощью повышения акцизов государство намерено прекратить оборот данных напитков в Беларуси.

«Не приносят пользы»

Напомним, о необходимости ограничения производства и продажи слабоалкогольных напитков в Беларуси заговорили еще в середине 2009 года. Причем здоровьем нации озаботились отнюдь не профильные ведомства. Идею ограничить производство слабоалкогольных спиртосодержащих напитков высказал первый заместитель министра торговли Беларуси Михаил Свентицкий. Чуть позже свою позицию относительно слабого алкоголя представил заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко.

«Мы больше заинтересованы в производстве натуральных алкогольных напитков, поэтому более высокими ставками акцизов облагаются слабоалкогольные напитки, в которых фактически используют только спирт, воду, ароматизаторы и красители, — заявил 2 ноября в Минске председатель концерна «Белгоспищепром» Иван Данченко. — Эти продукты не способствуют улучшению здоровья и не приносят пользы».

Он добавил, что концерн намеренно вытесняет с рынка данный ассортимент: когда слабоалкогольные напитки станут неконкурентоспособными, это подтолкнет «наших производителей к производству качественных натуральных напитков».

Характеризуя эту продукцию, чиновники всегда подчеркивали, что слабоалкогольные напитки на основе спирта отличаются плохим качеством и вредят, в первую очередь, здоровью молодежи, которая их и пьет.

Совсем другое мнение у производителей. Как заявила в беседе с корреспондентом «ПР» начальник производства крупнейшего белорусского поставщика слабоалкогольной продукции ОАО «Минский завод безалкогольных напитков» (МЗБН) Лариса Гайдук, претензии, которые предъявляются к качеству напитков, неправомерны. Так, при изготовлении этой продукции применяются только натуральные компоненты: вода из собственных скважин, качественный спирт и красители на натуральной основе.

«Слабоалкогольный напиток нашего производства отличается от безалкогольного только наличием в нем спирта. При этом мы закупаем спирт высокого качества, не ниже высшей очистки, у белорусских спиртзаводов», — отметила Л. Гайдук.

МЗБН пытался на протяжении полутора лет бороться с инициативой властей, однако эти старания не принесли результата. Сегодня завод вынужден сворачивать производство слабоалкогольных напитков. Хотя еще в 2009 году они составляли около 13% от объема производства предприятия.

Легкие деньги

Нужно отметить, что изготовление слабоалкогольных напитков из спирта, воды, красителей и ароматизаторов было в свое время одним из импортозамещающих проектов. По словам И. Данченко, если раньше данный ассортимент в основном завозился из-за рубежа, то в последние годы отечественные предприятия смогли полностью обеспечить потребность Беларуси в нем, доведя объем выпуска примерно до 1 млн. дал. Причем, как подчеркнул И. Данченко, от предприятий это не потребовало больших усилий.

Помощник генерального директора ОАО «Крыница», второго по величине в Беларуси производителя слабоалкогольных напитков, Игорь Корзун признался, что они приносят достаточно легкий заработок: «Их производство — это то же производство водки, ведь спирт просто разбавляется водой. Нужна минимальная технология, но зато прибыли от слабого алкоголя колоссальные».

Он добавил, что во всем мире выпуск водки жестко регулируется. И Беларусь не исключение. Так почему не регулировать изготовление слабого алкоголя?

За 10 месяцев 2010 года ОАО «Крыница» произвело на своем Несвижском филиале более 153 млн. дал купажированных слабоалкогольных напитков. А с 1 января изготовление этой продукции прекратится. Впрочем, как сказал И. Корзун, больших проблем из-за этого у «Крыницы» не будет. Для лидера пивной отрасли Беларуси слабоалкогольные напитки никогда не были основным направлением деятельности.

На пиво и сидр

На том оборудовании, которое использовалось для производства слабоалкогольных напитков на основе спирта, будут теперь изготавливаться безалкогольные напитки. Кроме того, «Крыница» выпускает и другой вид слабого алкоголя — так называемые «бирмиксы», либо солодовые напитки, изготовленные на основе пива с добавления сока или натуральных ароматизаторов и воды. Ставки акцизов на них составят 350 BYR в расчете за 1 литр безводного спирта в готовой продукции. Для сравнения: в текущем году эти ставки находятся на уровне 325 BYR.

Таким образом, легко предположить, что определенная часть потребителей «джин-тоников» переключится на пивные коктейли.

Кто же еще выиграет от повышения акцизов на спиртовые слабоалкогольные напитки? Конечно, это производители пива. Ведь пиво и слабоалкогольные напитки являются товарами-субститутами (взаимозаменяющими), за исключением тех случаев, когда потребитель осознанно отказывается от употребления первого либо второго вида продукции.

Но наибольшую выгоду от предусмотренного повышения акцизов должны получить производители напитков, изготовленных путем натурального брожения, и в первую очередь сидра. Речь идет, в частности, о двух предприятиях: ЗАО «Минский завод виноградных вин», которое вывело на отечественный рынок эту товарную категорию в 2008 году, и ОАО «Лидское пиво», которое буквально на днях начало гонку за лидером сегмента сидра (кстати, полностью прекращая с 1 января выпуск спиртованных слабоалкогольных напитков).

В ближайший год у производителей напитка из броженого яблочного сока развязаны руки: в 2011 году ставки акцизов на сидр установлены на уровне 0%. Столь теплые условия «выбил» Минский завод виноградных вин. Впрочем, представители МЗВВ отказались комментировать выгоду предприятия от повышения акцизов на купажированный слабый алкоголь. При этом, по неофициальной информации, на следующий год завод готовит довольно крупную кампанию по продвижению сидра, которая, вероятно, даст дополнительный толчок развитию спроса на этот товар.

Подводя черту под обзором исчезающего рынка купажированных слабоалкогольных напитков, хотелось бы отметить, что фактическая ликвидация этой товарной категории связана отнюдь не с политикой деалкоголизации населения, на которую принято ссылаться, когда речь заходит о регулировании алкогольного рынка. Ведь, по данным Белстата за январь-октябрь, в общем потреблении алкоголя населением в пересчете на чистый спирт купажированные слабоалкогольные напитки занимали лишь 0,8%, тогда как, например, пиво — 13,6%, плодовые вина — 31,3%, а водка — 43,2%. И вытеснение «легковесов» с рынка ровным счетом никак не повлияет на процесс искоренения пьянства, а станет лишь поводом для переключения покупателей с одной товарной категории на другую.

Алесь СЕРЖАНОВИЧ