Контрольная закупка, отечественный вариант

Покупателям было предложено продегустировать сметану и консервированный зеленый горошек. Как поясняют авторы проекта, эти продукты экологичны и в наибольшей мере соответствуют принципам устойчивого потребления, поскольку не содержат синтетических добавок, а тара из-под горошка не несет угрозы окружающей среде.

По словам заместителя гендиректора НПЦ Ирины ГРОМОВОЙ, все дегустируемые образцы сметаны были изготовлены по одному национальному стандарту, в котором, однако, заложен достаточно широкий диапазон показателей органолептического качества, благодаря чему продукция может отличаться по внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции. Были закуплены четыре образца сметаны «Традиционная» 25-процентной жирности. Чтобы потребители не знали, чей продукт они пробуют, и были объективны в своих оценках, все образцы предварительно закодировали.

В дегустации сметаны приняли участие 64 человека, которым предложили оценить кислость, выраженность сладкого привкуса, густоту, однородность сметаны, а также ранжировать четыре представленных образца по совокупному показателю качества. Больше всего участникам эксперимента понравилась сметана ОАО «Беллакт» из Волковыска. Проанализировав все заполненные анкеты, специалисты пришли к выводу, что белорусские покупатели предпочитают достаточно густую сметану с минимальной кислостью и слабо выраженной сладостью привкуса.

Соответственно, производителям остальных образцов (минские гормолзаводы № 1 и 2, ОАО «Клецкая крыначка») необходимо так отработать технологию производства, чтобы продукция соответствовала этим запросам, отметила заведующая отделом стандартизации и нормирования Института мясомолочной промышленности Алла АХРАМЕНКО. Что же касается победителя мини-конкурса, то ему стоило бы усилить работу в области продвижения своей продукции.

Консервированный зеленый горошек как отечественного, так и импортного производства продегустировали 68 человек. Всего было представлено 5 образцов: № 1 — ОАО «Туров», № 2 — ООО «Кубанские консервы», РФ, № 3 — Kelet Food 2000 Kft, Венгрия, № 4 — УП «Слуцкий консервный завод», № 5 — ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод». Потребители оценивали цвет, мягкость и сладость этого продукта.

Однозначно самым непопулярным оказался образец № 3. Остальных конкурентов потребители оценили примерно одинаково при небольшом преимуществе быховской продукции. Эксперты, проводившие свое изучение образцов, также сочли, что наивысшее качество продемонстрировал горошек под № 5.

По словам начальника отдела технологий консервирования пищевых продуктов НПЦ Людмилы ПАВЛОВСКОЙ, на потребительские предпочтения значительное влияние оказывает степень яркости зеленого цвета. Сладость и мягкость горошка также важны, но эти характеристики все же не определяющие. А тот факт, что среди представленных марок не нашлось явного лидера, свидетельствует о разнообразии критериев, которыми руководствуются покупатели. И не только вкусовых, но и целевых (будет горошек употребляться в качестве полуфабриката или готового блюда).

Подводя итоги мониторинга, И. Громова отметила, что это была пробная акция, которая проводилась на основе международных стандартов с использованием методов оценки органолептического и потребительского качества, заложенных в ISO-9000. Она показала востребованность таких мероприятий, поэтому дегустации продуктов для выяснения потребительских предпочтений покупателей будут продолжены.

Татьяна ЛОБАС