Как ни крути, а в воспоминаниях даже очень крупных личностей всегда есть место еде. Вот, скажем, наш давний коллега Евгений Огурцов очередную книжку выпустил. Называется она «Исповедь грешного лицедея», где главный герой — народный артист Беларуси Борис Луценко — рассказывает о самых важных событиях в стране и театре. Так вот, одним из наиболее ярких впечатлений в его жизни были… оладьи! Что это за история? Предлагаем вам отрывок из книги
ДЕТСТВО
«…Послевоенное время было голодным. В техникуме учился хорошо. Запомнил почему-то учителя физкультуры. Как-то он заболел, и я со своим неизменным другом Пашей Шевяковым ходил его навещать. Насобирали летним утром в поле цветы, купили на шумном ростовском базаре чего-то вкусненького и пришли к нему домой. Долго разговаривали, а он угощал нас невиданным по тем временам кушаньем — пельменями.
Помню, что нам с братом всегда хотелось есть. Вокруг нашей станицы к июлю месяцу уже поспевали хлебные колхозные поля. После того, как комбайны скосят колосья, на поле оставалось множество колосков. Самое странное, что их не разрешали подбирать. Их клевали птицы, они гнили, но не дай Бог, если тебя поймают с этими колосками. Расправа будет скорой и суровой.
И вот однажды мы с братом решились с голодухи на самое настоящее преступление. Мы просто-напросто украли с поля целый сноп пшеницы! Я стоял на «атасе», а старший брат, схватив, пока никто не видел, сноп, драпанул в лес, благо тот был неподалеку. Там портновскими ножницами, которые Виктор заранее стащил у матери, мы настригли целую сумку колосьев. Идти в поселок было страшно, а вдруг нас кто-то видел и милиция задержит «воров» с поличным, да еще на улице, перед всем народом…
Напереживались мы страшно, но все же добычу домой донесли благополучно. Показали маме, та — в слезы: «Что же вы наделали, нас же всех посадят!». Пойти в правление колхоза и сознаться — это был верный путь на высылку в Сибирь. Выбросить зерно в помойку — кощунство, которое мы, деревенские хлопчики, допустить не могли. Тогда, закрывшись на засов и занавесив окна, мы всей семьей стали сначала лущить колосья, потом на ручной мельнице смололи зерно, превратив его частью в муку, а частью в крупу.
В тот вечер мы впервые за войну ели настоящие оладьи, густо приправленные голодом и страхом. Вкуснее тех оладьев я никогда ничего в жизни не ел».
Kнига Евгения Огурцова «Исповедь грешного лицедея» продается в магазине «Академическая книга» по адресу: пр. Независимости, 72