Завод хочет стать музеем

Первоначально предполагалось, что предприятие, наряду со многими другими, будет вынесено за черту города. Противники этого решения добились получения охранной грамоты — статуса национальной историко-культурной ценности, поскольку завод имеет долгую историю и выпускает сорта хлеба на основе не только абсолютно оригинальной собственной технологии тестоведения (которая теперь используется для всех заварных хлебов в республике), но и старинных национальных рецептур. Возникла идея сделать его полноценной достопримечательностью Минска, то есть открыть для туристов, обеспечив им знакомство с соответствующей музейной экспозицией и даже с реальным производством, а также возможность продегустировать продукцию.

Появился соответствующий проект, предусматривающий остановку предприятия более чем на 2,5 года — со второго квартала 2011-го по конец 2013-го. Однако хлебозавод продолжает работать.

— Отказываетесь от реконструкции? — спрашиваем у его директора Светослава АДИНЯЕВА.

— Нет, конечно, — отвечает он. — Но хотим сделать остановку как можно более короткой. Проектная работа идет. В соответствующие инстанции передана архитектурная часть проекта. Потом — его экспертиза, разработка строительной части. И где-то в июле — августе мы будем готовы к проведению работ. Постараемся эти работы по максимуму выполнить на ходу, а во время остановки — только те, которые иначе нельзя. Чтобы пауза получилась как можно короче.

— Что будет в этот период с вашими знаменитыми сортами хлеба? Их выпуск прекратится или вы передадите технологию коллегам?

— Рассматривали различные варианты. В принципе, проработаны вопросы передачи части ассортимента другим хлебозаводам «Минскхлебпрома» (вероятно, трем), но, честно говоря, нам этого делать не хотелось бы.

— «Нарочанский», «Минский», «Троицкий», «Сторожевский» разрабатывались ведь специалистами вашего предприятия?

— Да. В свое время стало популярным изготовление заварных хлебов. Мы вовремя это заметили и попытались перенять опыт коллег из Прибалтики. Но почувствовали: не то. Тогда наши специалисты создали собственную, абсолютно оригинальную технологию, которая позволяет получать хлеба с высокой пористостью и прекрасным ароматом — благодаря ей любые используемые добавки раскрываются в полной мере.

— А можно ли ожидать после завершения реконструкции появления каких-то действительно новых сортов хлеба?

— Думаю, да. Если удастся полностью воплотить наши технологические задумки, это обеспечит значительное улучшение качества вырабатываемой продукции. Впрочем, мы и с ныне выпускаемыми сортами не хотим расставаться — потребитель их любит. Честно говоря, и мне они очень нравятся, особенно «Нарочанский».

— Как изменится мощность завода после реконструкции?

— Она не станет больше, скорее уменьшится. Надо учитывать реалии рынка. К тому же у объединения есть резервные мощности. Самая главная наша цель — создание музея и привязка производства к нему.

— На предприятии работают около полутысячи человек. В случае остановки их перераспределят по другим заводам?

— Первоначально мы планировали «выключить рубильник» и сделать все от начала до конца. Но надо учитывать интересы работников. Равно как и интересы покупателей: мы не уверены, что наши коллеги полностью нас заменят. Так что будет остановка только по необходимости — для тех работ, которые нельзя выполнить на ходу. Может, на месяц, может, на два. Соответственно, никого никуда, надеюсь, не придется переводить. Мы этого не допустим. И люди очень рады этому.

 

Виктор АТРОЩЕНКО