По телевидению показывали сюжет, в котором говорится, что в Беларуси взят курс на открытие рыбных ресторанов. Неужели у нас не хватает подобных заведений? Вон, рыбхозы усиленно рекламируют своих карпов и толстолобиков. Зачем еще и дополнительные рестораны?
Елена СКОЛКО, г. Минск.
Как раз рыбхозам и рекомендовали открывать заведения общественного питания, специализирующиеся на «чешуйчато-плавниковой» тематике. Причина подобных рекомендаций вполне прозрачна: надо популяризировать свою продукцию, увеличивать ее сбыт.
— Мы рекомендуем открывать фиш-рестораны прежде всего для привлечения туристов, — говорит начальник отдела планирования и организации туристской деятельности департамента по туризму министерства спорта и туризма Беларуси Любовь МАКСИМОВА. — Причем не только развивать сеть заведений общественного питания, но и разрабатывать производственные экскурсии. Туристам было бы интересно увидеть процесс воспроизводства рыбы — в частности, представителей семейства осетровых. Возможно, это и не принесет сверхбольшого дохода, но зато позволит улучшить имидж страны и рыбхозов.
Вообще, справедливости ради надо сказать, что фиш-рестораны в Беларуси, к сожалению, представлены в Беларуси очень слабо. Нет, рыба в меню большинства заведений общепита, конечно же, имеется. Но она не занимает главенствующей позиции. А вот в соседней России данный ресторанный формат куда более популярен. Оно и понятно: Россия — «рыбная» страна, поскольку, помимо рыбных хозяйств, она располагает выходами к морю. Поэтому фиш-хаусы, как в соседнем государстве именуются рыбные заведения, там не редкость. Они позиционируются как рестораны, где посетителям предлагаются рыба и морепродукты. Главное здесь не пафосная обстановка, не сумасшедшие цены и не замысловатые столовые приборы, без которых якобы невозможно съесть форель или мидию. В фиш-хаус человек приходит, чтобы получить удовольствие прежде всего от еды.
Специализированный ресторан фиш-хаус Porto Maltese
Рыбой и морепродуктами в фиш-хаусах занимаются профессионально. Повара специализируются именно на рыбе, сомелье подбирает вина специально под предлагаемые блюда. А реальная стоимость рыбы не маскируется под мелкой надписью «цена за 100 граммов» — как правило, цены указаны за целую рыбу.
Попытки привить в Минске мировую культуру потребления рыбы предпринимались, но пока значительных успехов не принесли. К примеру, в июне 2008 года возле Дворца искусств открылся первый рыбный ресторан международной сети Porto Maltese. Он специализировался на приготовлении блюд из охлажденной рыбы. Но он столкнулся с проблемами, связанными с поставками ракообразных, моллюсков, беспозвоночных и т.п. Объем реализации этих позиций был невелик, и импортеры не проявили большого интереса к сотрудничеству. В ассортименте Porto Maltese было около 25 сортов свежей рыбы. Кроме того, владельцам заведения пришлось проходить длительные согласования, чтобы увязать правила работы международной ресторанной сети с отечественными нормативными актами. Спустя некоторое время заведение было закрыто. Наследником Porto Maltese можно считать ресторан Porto Del Mare, расположенный по тому же адресу, чья специализация — средиземноморская кухня.
Что касается перспектив «белорусскорыбного» общепита… Кто его знает, может, и приживется. Только вот удовлетворит ли посетителей ассортимент, если он будет базироваться только на продукции, выпускаемой отечественными рыбхозами?
Попытка открыть в Минске еще один элитный рыбный ресторан натолкнулась на народный гнев. Но рыба здесь ни при чем. Здание для будущего заведения планировалось построить на улице Красноармейской, в парке имени 40-летия Октября, на месте закрытого общественного туалета. Нашелся инвестор, но местные жители сумели отстоять территорию.
Александр НЕСТЕРОВ