Пока белорусское правительство озвучивает планы по увеличению производства молока, многие жители страны жалуются не недостаточный ассортимент данной продукции. Что перевесит — выгода государства от экспорта продуктов питания или забота о потребителях?
— Правительством Беларуси поставлена задача по увеличению к 2015 году производства молока до 10 миллионов тонн, а мяса — до 2 миллионов тонн, — заявил на днях заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РБ Василий ПАВЛОВСКИЙ. — Для сравнения: в прошлом году у нас было получено около 6,2 миллиона тонн молока и 1,2 миллиона тонн мяса.
По словам специалиста, чтобы увеличить сельхозпроизводство, надо заготовить определенное количество кормов, причем соответствующей питательности. Чтобы добиться поставленной цели, необходимо будет увеличивать посевные площади подсолнечника и сои для производства кормов.
Пока сельхозпроизводители и их руководство ставят амбициозные планы, отечественные потребители пока сталкиваются с пересохшими «молочными реками» на прилавках магазинов. Впрочем, реки эти не совсем пересохли, но они не такие обильные, как хотелось бы. К примеру. Одно из информационных агентств сообщило, что около 150 жителей Могилева обратились к городским властям с письменным требованием обеспечить свободную продажу молочных продуктов по доступным ценам. В коллективной жалобе, инициатором которой выступил активист одного из профсоюзов, говорится, что в марте 2012 года из продажи пропали молочные продукты производства ОАО «Бабушкина крынка» по доступным ценам: творог 9%, кефир обезжиренный и молоко 3%, 1% и 1,5% жирности. «Вместо этих продуктов в магазинах маловостребованные «новинки» по завышенным ценам, которые поставляются, используя монополию на рынке и совершенно не учитывая покупательский спрос. Это лишает покупателей возможности выбора, а также не учитывает физиологические потребности некоторых людей в низкокалорийных продуктах питания», — цитирует текст жалобы информагенство.
Думается, под этими словами могли бы подписаться десятки тысяч белорусских пенсионеров, желающих приобретать молочную продукцию по максимально доступным ценам. Но у производителей, впрочем, найдутся и контраргументы: трудно быть щедрым, если выпуск «социально значимой» продукции убыточен.
Тут хочешь не хочешь, а вспомнишь прошлогодние летние перебои с мясом. Пока оно было по «социально значимым» ценам, в розничную продажу товар поступал в мизерных количествах. Подняли расценки — дефицит исчез. Так же, видимо, будет и с молоком, сколько бы его не производили в стране — 6,2 миллиона или 10 миллионов тонн.
Александр НЕСТЕРОВ