— Почему с возрастом как у мужчин, так и у женщин начинает проявляться «девичья память»?
— Забывчивость — это не обязательно атрибут старческого возраста. При определенных обстоятельствах признаки расстройства памяти могут проявляться и у молодых людей. Причины этого часто кроются в простых бытовых явлениях: переутомлении, бессоннице, стрессах, неполноценном несбалансированном питании, перегрузке мозга потоком информации по телевизору, радио, компьютеру, отсутствием тренировки памяти.
Сильный удар по способности к запоминанию наносят вредные привычки и наплевательское отношение к себе, любимому. Если человек курит, постоянно употребляет спиртные напитки, в том числе пиво, много работает и испытывает хроническое переутомление, то забывчивость и рассеянность, скорее всего, будут его постоянными спутниками. В целом в этом виновата постепенно происходящая дегенерация мозговых клеток, обусловленная нехваткой питательных веществ, или ее комбинация с чрезмерными повседневными стрессами.
— Это и есть тот самый атеросклероз?
— В начальных стадиях — это еще не совсем болезнь. Но при постоянных стрессах и недополучении мозгом необходимых ему питательных веществ, миелиновая оболочка нервных клеток как бы «склеивается» и нервные импульсы, например, при ассоциативном мышлении, не могут передаваться с необходимой скоростью. Происходит процесс отмирания мозговых клеток и образования бляшек из отложившегося жира, белка и холестерина — развивается атеросклероз.
— Что же делать?
— Исправить положение, если процессы расстройства памяти носят функциональный характер, не очень сложно. Отказ от вредных привычек, полноценный отдых, движение, пополнение организма полезными питательными веществами, жизненно важными для мозга, улучшат ситуацию. Хочется так же обратить внимание на то, что память долго остается «в форме» у людей, которые не дают мозгу лениться и постоянную интеллектуальную нагрузку. В противном случае мозг «обленится» и память потеряет остроту. Даже если ваша повседневная жизнь не связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью — читайте газеты, книги, займитесь требующими запоминания упражнениями — учите стихи или иностранные языки.
— Понятно: учиться, учиться, учиться и любить себя — главные советы начинающим все забывать. И чем при этом лучше питаться?
— Чтобы затормозить дегенеративные процессы в мозге, нужно включать в свой рацион продукты, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты, помогающие холестерину расщепляться — оливки, кукуруза, фасоль, авокадо, растительные масла (оливковое, кукурузное, льняное). Кроме этого, полезны для памяти и продукты из сои, содержащие много веществ, помогающих выработке веществ, отвечающих за концентрацию внимания.
И. конечно же, главный совет, который вы уже назвали — любите себя и относитесь к себе и своему здоровью бережно!
Татьяна ФАДЕЕВА
Кстати…
Популярный актер Харрисон Форд на вопрос о том, благодаря чему ему удается запоминать большие объемы текстов для ролей ответил: «Ешьте больше соевых бобов, и ваша память никогда вас не подведет!»
Соевые бобы с рисом
Соевые бобы замочите на несколько часов, потом отварите. С помидоров снимите кожицу и нарежьте кубиками. Сельдерей, лук и чеснок мелко порубите. Отварите рис. Отваренные соевые бобы смешайте с кукурузой, помидорами, луком, сельдереем, чесноком, травами и пряностями. В кастрюлю слоями: рис — овощи — рис, полейте смесью кетчупа с бульоном посыпьте сыром. Запекайте 30 минут при слабом нагреве.
Симптомы ослабления памяти
Неспособность вспомнить определенный отрезок времени, лежащий в недавнем или далеком прошлом.
Неспособность запоминать повседневные вещи (например, место, где оставили очки, ключи и т.п.)
Неспособность запоминать фактический материал (цифры, имена и пр.) и накапливать информацию, хотя в остальном память функционирует нормально (плохая обучаемость).
Многообразная память
Психологи выделяют четыре вида памяти: двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений; образную, которая отвечает за запоминание образов предметов, объектов, явлений и в зависимости от органа чувства может быть зрительной, слуховой, осязательной; словесно-логическую, связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и непосредственно отвечающую за обучаемость человека; эмоциональную, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий и вызывающих их объектов.