Почему мы едим

Красиво есть не запретишь

Врожденные вкусовые предпочтения есть практически у всех млекопитающих, в том числе и у человека. Мы быстрее привыкаем к пище, которой питалась мать в период беременности. Впоследствии дети с большим удовольствием едят то, что дарится в качестве подарков или наград. Привычные для нас с детства продукты становятся основой нашей повседневной диеты, непривычные — либо лакомством, либо странностью.

Лакомство часто ассоциируется с высокой стоимостью, дороговизной и подчеркивает высокий статус потребителя. Странность же продукта связана с культурными различиями. Так, обжаренный тарантул — лакомство на Камбодже — воспринимается несколько иначе средним европейцем, не привыкшим к специфике юго-восточной кухни.

Важное условие хорошего блюда — его красивое оформление. Форма, структура, симметрия, яркость и сочетаемость цветов, музыкальное сопровождение — целью всего этого является получение наслаждения от процесса еды, ничуть не меньшего, чем от самой еды.

Давайте кушать вместе!

Но помимо эстетической цели еда является важнейшим инструментом наших отношений с другими людьми. Обратимся к коммуникативной стороне пищи и рассмотрим ее повнимательнее.

Слово «компаньон» в переводе с латыни (cum panis) означает «с кем делю хлеб». Исторически на уровне рода и племени, а в наше время — на уровне семьи, отношения при добыче, приготовлении и распределении пищи были важнейшим показателем заботы о ближнем. Совместная трапеза всегда была и остается надежным способом единения, создания доверительных отношений, поводом для обсуждения проблем, а иногда и решения деловых вопросов.

Питание — явление социальное. В одиночестве само желание есть пропадает, что может привести к тяжелым последствиям, вплоть до смерти от истощения. Международная благотворительная организация Meals on Wheels, развозящая еду одиноким людям, установила правило для своих волонтеров: сотрапезничество с получателем, соучастие в его жизни. Иначе еда остается не съеденной, а благотворительность — напрасной.

В наше время визит гостей — важный повод для застолья. При этом традиционно гость должен приходить не с пустыми руками — правилом хорошего тона считается ответное приглашение. Так отношения между близкими и родными укрепляются, позволяют лучше узнать друг друга.

Всем понемногу, но каждому свое

Еда нередко становится показателем социального статуса. Оставим в стороне застольный этикет, предусматривающий, где, кому и когда садиться, как и чем есть, что говорить и т.д. В той или иной форме такой этикет существует во всех культурах и является неотъемлемой частью этих культур. Такой этикет существует и в дипломатическом мире. Но не только этикет, оказывается, может показывать положение.

Помните народную сказку о крестьянине, который у барина делил гуся? Голову — хозяину, гузку — барыне, сыновьям — ножки, дочерям — крылышки, а все остальное — себе. Помимо остроумия и сообразительности крестьянина сказка также показывает нам возможность через еду подчеркнуть положение каждого из сидящих за столом.

На Урале, в Башкирии, в «День гусиного пера» гуся тоже делят между сидящими за столом (птица разрезается на сорок частей), хотя и не так, как в сказке. Среди народов Средней Азии и Ближнего Востока есть свои особые порядки распределения различных частей туши между сидящими за столом в зависимости от их статуса — глава семьи, почетный гость, старший сын… В Библии регламентированы продукты и части жертвенного животного, которые вправе получать священники и левиты (храмовые служители). В Таиланде во время праздника Сонгкран буддистские священнослужители получают подарки — изысканные блюда тайской кухни, специально приготовленные для того, чтобы подчеркнуть любовь дарителя к буддийской философии.

Очевидно, что имущественный статус легко определить по диете — неординарности, дороговизне, разнообразию продуктов. Но проведенные в США исследования показали, что отношение к пище у горожанина и сельского жителя также различается. В городе, где имеется бóльшая возможность выбрать что-то неординарное, простая пища выглядит примитивом, признаком либо низкого положения, либо дурного вкуса. Поэтому снобизм в еде больше всего развит в мегаполисах. В сельской же местности искатель новых ощущений в пище чаще воспринимается как пижон, богач и, следовательно, лентяй.

Выражаем заботу

Наверно, многие помнят, что такое «покушать у бабушки». Сделанные дома с заботой супы, пирожки, пирожные, «закатки» выставляются перед чадами. Кажется, этот поток продуктов никогда не закончится. И сколько радости светится в родных глазах, когда внуки с удовольствием уплетают приготовленное…

Домашняя пища, в отличие от промышленных аналогов, воспринимается как приготовленная с вниманием, заботой к потребителю, некоторой исключительностью. Как следствие, домашние продукты чаще воспринимаются как вкусные (домашние сыр, хлеб, вино, квас) и пользуются огромной популярностью.

Нам приятно, когда близкий человек готовит завтрак либо ужин. Или просто варит с утра кофе — так выражается забота. Но какой при этом широкий простор для фантазии! 23 февраля, 8 Марта, профессиональный праздник, день рождения, день свадьбы, Новый год, да просто хорошее настроение — как много поводов позаботиться о родном человеке представляется нам, как много позволяет нам сделать еда, как много она в нашей жизни значит.

Итак, как видим, пища играет очень важную роль в нашей жизни — создает условия для эстетического наслаждения, способствует общению, содействует четкому определению и разграничению социальных ролей, определению статусов. Являясь важным элементом культуры, своеобразным языком, она, подобно музыке или художественному искусству, дает нам широкий — намного больший, чем привычный нам язык — выбор средств и возможностей творческого раскрытия внутреннего мира друг перед другом.

Еда разделяет?

Пищевые предпочтения от культуры к культуре разнятся. Так, самоопределение индуистов, мусульман, иудеев, вегетарианцев в большей или меньшей степени определяется диетой. По «диетическому» признаку проходят многие границы «свой — чужой», и, желая преодолеть эти границы, мы целенаправленно меняем предпочтения в еде. Проведенные в Китае исследования показали, что, желая отдать дочь замуж за иностранца (в первую очередь — американца), родители стараются приучить ее к «некитайской» пище, для чего часто настаивают на том, чтобы она питалась в «Макдональдсе». Привыкая там к еде без риса, будущая жена сможет спокойнее отнестись к смене предпочтений, подстроиться под американскую кухню, узнать популярные в западных странах продукты и без проблем питаться вместе со своим мужем.

Для современной семьи совместный ужин является признаком ее единства и здоровья, а неспособность собраться за одним столом — тревожным сигналом.

Сергей ЧАЩИН