Дамы и господа! Леди и джентльмены! А также все, кто видит в кулинарии не дежурную обязанность, а истинное искусство! Мы — на кухне, в святая святых самого маниакального человеческого увлечения — Еды! Не станем уподобляться вульгарному ненасытному Гаргантюа, равно как и обжорам из «Божественной комедии» Данте (великий итальянский мыслитель, как известно, терпеть не мог обжор и отправил бедняг на 3-й круг Ада, беззастенчиво пользуясь авторским правом). Нет, други мои по еде, мы будем поглощать блюда с умом, а готовить их — тонко и изысканно, в лучших традициях музыкальной классики, соблюдая пропорции и стремясь к совершенству.
За нашими плечами с одобрительной улыбкой возвышаются авторитетные эксперты, известные гурманы Моцарт и Гайдн, вдохновляя на самые вкусные мысли. И пусть весь мир подождет! И гости подождут. Незачем было так рано приезжать, сказано ведь — к половине седьмого. Пусть пока топчутся. У нас — процесс творческий, почти музыкальный!
Увертюра, аллегро маэстозо
Кто сказал, что классика — это скучно? Выведите смутьяна. И этого — тоже… Нет, друзья! Классика в музыке, как и в кулинарии, — глубока, изысканна и эстетична. Кто сказал, что салат оливье — банальность? Ладно, пусть останется, мы его переубедим. Нет, оливье — это классика! Он великолепен в разнообразии красок и вкусовых оттенков, интеллигентен по названию и сочетанию простых продуктов, роскошен, наконец, как легкая закуска, превращающаяся в плотную трапезу по желанию поиздержавшихся хозяев дома. А его нежный вкус, тонкий дразнящий аромат и светлые колеры дают мне право сравнить оливье с музыкальной серенадой, написанной в тональности до мажор, ибо таково же благотворное влияние этого гастрономического чуда на наш капризный желудок, как услаждение благородной серенадой нашего избалованного уха…
Итак — часть первая, аллегро виваче!
Часть первая, аллегро виваче
Для начала разложим перед собой на кухонном столе удивительно пестрые и вкусно пахнущие продукты: пусть на них упадет луч солнца из окна, за которым — разгульное лето, или сияющая осень, или искристая зима, или цветущая весна, все равно.
Смотрите, какое великолепие: оранжевая беззаботная морковь, нежное мясо цыпленка (предварительно замаринованное, если вы не лентяй, в майонезе или хотя бы в кефире со специями), солидный сваренный «в мундире» картофель, яйца с солнечными желтками, веселый зеленый горошек, легкомысленные огурчики… Все это, томящееся в нетерпении, обозрите, как дирижер — заезжая заграничная звезда — строго, вдохновенно и слегка картинно обозревает вверенный ему оркестр.
И приступайте! Без суеты, без спешки. Если, конечно, у вас не чешется безумно левая лодыжка или не ждет где-то в своем кабинете начальник, свирепея с каждой минутой.
Энергичными точными движениями нарежьте всю эту красоту ровными кубиками — строго в ритме на четыре четверти. Пропойте ласкающую и пронзительную мелодию любой из известных вам серенад (только тихо, чтоб не смутить фальшивой нотой Гайдна с Моцартом).
Ну, выберите, выберите наконец из тех восемнадцати, которые вы знаете назубок, хотя бы «Маленькую ночную серенаду» Моцарта — ему будет приятно. К данному случаю, между прочим, идеально подходят ее жизнерадостность и подвижный темп.
Только не увлекайтесь — берегите пальцы! Вы же не петь сюда пришли! Тем более что уже пора ссыпать пеструю смесь в тазик. Загляните к гостям, прикиньте размеры тазика…
Да не стесняйтесь! На славянских территориях издавна принято было заготавливать оливье тазиками — от широты души… Не вижу в этом никакого противоречия с утонченностью классических серенад — они были предназначены для большого количества народа, так как исполнялись в основном под час вечеринок на открытом воздухе, а позднее — в концертных залах. Это роднит серенады со знаменитым салатом — его тоже потребляют коллективно и на праздник.
Часть вторая, мечтательное модерато
Далеко не отклоняясь от до-мажорного трезвучия (т.е. от основного состава оливье), для пикантности в салат можно добавить что-нибудь сладенькое (яблочки, кукурузу, киви), а для загадочности — немного красного и черного перца. И без фанатизма, сколько бы яблок вы ни заготовили впрок и сколько бы их ни портилось! Композиторы-классики предпочитали не смешивать в серенадах струнные группы с медными духовыми из соображений гармонии, но любили приправить единообразие инструментов каким-нибудь изысканным тембром.
Так или иначе, оливье не плацдарм для экспериментов, тут не место и авангарду. Допустимы только ненавязчивые экзерсисы в духе декаданса, томление вкусов и пряностей, легкая грустинка и мимолетные мечты…
Шлепая по рукам голодных гостей, норовящих ухватить пальцами отбившиеся от основного стада лакомые кусочки, поливая оливье лучшим майонезом (это по правилам, а в жизни — каким найдется), попутно насладитесь игрой цвета: прямо на ваших глазах вся палитра приобретает чарующе томные оттенки.
Так мажорные аккорды в серенаде иногда смягчаются минорной поволокой, а самая ликующая мелодия вдруг становится похожей на кроткий взгляд из-под опущенных ресниц.
Загадка. Волшебство. Миг рождения глубокого чувства…
Отгоните наконец гостей. Как невоспитанные слушатели, которые шуршат фантиками на концерте, ваши гости норовят испортить всю прелесть момента!
Часть третья, ленто
Медленнее. Еще медленнее. Да. Почти медитативно. Хотя в серенаде третья часть — чаще всего танцевальная. Не диско, конечно, а в духе венских вальсов или немецких менуэтов.
Мы же выберем самый медленный темп, чтобы с толком, чувством, расстановкой перемешать наше кулинарное творение. При условии, что гости надежно заперты.
В середине и с боков, от центра и к краям тазика, по часовой стрелке и против оной, плавно и эффектно, давая себе возможность полностью насладиться зрелищем, купаем наш оливье в майонезе, переворачивая ложкой сантиметр за сантиметром…
Неплохо при этом вспомнить свой первый робкий поцелуй, или те ненавистные тесные туфли, которые вы вчера тайком от домашних спустили в мусоропровод, или свой единственный в жизни прыжок с парашютом после инструкторского профессионально рассчитанного пинка — подойдет все, связанное с секундами тихого, невыразимого, безмятежного блаженства!
Постепенно темп помешивания будет ускоряться. Да-а-а-а… Салат оливье обладает удивительной магией! Он превращает флегматиков в холериков, щедрых — в алчных…
Так музыка, поднимая из лабиринтов нашей души потрясающие чувства, разворачивая перед нами всю восхитительную панораму эмоций, кончиком дирижерской палочки вдруг неловко, ненароком задевает мирно спящий в глубине организма голод — и это чудовище, предательски взвыв со всей своей ненасытной силой, иерихонской трубой заглушает взволнованные скрипки и фиоритурные флейты.
Голод требует свое. Во что бы то ни стало! Немедленно! Сейчас!
А вы готовите оливье. А это занимает время. И место. И какие-никакие деньги. И силы. И терпение.
Терпение, наконец! Ну потерпите еще немного! Вот только переложим салатик во что-нибудь эстетичное…
Как — к черту эстетику?!
Что, прямо из тазика???
Гайдн и Моцарт зажмуриваются…
Часть последняя, аллегро триумфато
Исполняют гости.
Автор ТИХОМИРОВА
АНЕКДОТ
Когда делается салат оливье, все ингредиенты режутся кубиками. Кроме гороха.
***
Хозяйке на заметку: салат «Оливье» станет вкуснее, если добавить в него салат из капусты.
РЕЦЕПТ
САЛАТ ОЛИВЬЕ С РЫБОЙ
от Наоми КАМПБЕЛЛ
Версию салата Наоми придумала сама. Первый раз модель дала попробовать блюдо, приготовленное своими руками, другу Флавио БРИАТОРЕ. Тот, насытившись, долго облизывал свои пальцы и пальчики черной красавицы Наоми.
2 средних соленых огурца, 1 стакан консервированного или замороженного горошка,
Рассчитано на 6-7 порций.
Порежьте отварную рыбу (любую), картофель и очищенные от кожуры огурцы на маленькие кубики. Аккуратно перемешайте рыбу, картофель, огурцы, зеленый горошек и мелко порезанный лук. Добавьте майонез и соль по вкусу и перемешайте, не подавив овощи. Охладите перед подачей на стол.